Найти тему

Что святые отцы Церкви говорили о красоте?

Красота является важной богословской и философской темой начиная с древних греков, в мировоззрении которых она занимала существенное место. Само слово «космос», обозначающее Вселенную, происходит от глагола «украшать».

Мир понимался как нечто прекрасное. Уже у Гомера слово «калос» («прекрасный») применялось в широком спектре значений, обозначая и внешнюю привлекательность людей, и полезность предметов, и нравственную красоту человеческих поступков. Греческий идеал человеческого совершенства характеризовался термином «калокагатия» (в переводе «красивый и добрый»).

Красота считалась атрибутом Божества, поэтому древние греки связывал красоту мира с его божественным происхождением, тем самым положив начало философской традиции, рассматривающей красоту как проявление глубины бытия в чувственной форме конкретных предметов. Удовольствие, доставляемое красотой, связывалось с тем, что в опыте созерцания красоты человеку частично открываются высшая истина и высшее благо.

Часто встречающееся в Ветхом Завете еврейское слово «tob», обозначающее благо в самом широком смысле, в греческом переводе Священного Писания во многих случаях передает как «красоту». Например, в повторяющейся формуле «И увидел Бог, что это [Его творение] хорошо (красиво)» в библейском рассказе о «Сотворении мира (Быт 1, 4.12.18.21.25.31). Книга «Премудрости Соломона» обвиняет язычников в том, что они, увлекшись внешней красотой природных явлений, не познали Творца — источник Красоты (Прем. 13:1-9).

Для святых отцов Церкви характерно возвышенное понимание Красоты. Согласно св. Григорию Нисскому, Бог – первообраз всякой красоты, и человеческая душа, созерцая собственную красоту, постигает образ Бога. Обращение к Богу как источнику красоты лежит в основе концепции Августина («Поздно полюбил я Тебя, Красота, такая древняя и такая юная», Исповедь X, 27, 38).

Путь к Божественной Красоты осмысляется Августином в терминах платонического восхождения от видимого к невидимому, при этом используются античные представления о красоте как числе, мере и пропорции. Согласно Дионисию Ареопагиту, все творения прекрасны, так как сопричастны Божественной Красоте сообразно своим возможностям и заслугам (О Божественных именах, гл. 4). В позднейшей восточно-христианской литературе сохранилась смысловая близость понятий блага и красоты: так, церковнославянские и греческие названия известного сборника Добротолюбие («филокалия») дословно означают «любовь к прекрасному».

Позитивный Батюшка. Священник Антоний Русакевич

В любой удобный мессенджер вы всегда можете написать записки о молитве или задать вопрос батюшке.

Храм апостола Луки г. Тверь (при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А)