NB! Подписывайтесь на «Культурное кино» в Telegram. Эта статья — копия рецензии из Телеграм-канала, в котором тексты выходят чаще и регулярнее
Есть чувство, что российское кино живет в бесконечно повторяющемся цикле:
∙актер становится любимым;
∙актер становится известным;
∙актер появляется вообще везде;
∙актер всем надоедает;
∙актер исчезает.
Первым бесспорным героем программы был Козловский (до него, возможно, Машков, но тут все не так однозначно). После Данилы — наше все Александр Петров. В прошлом году во всех фильмах хотя бы на минуту появился Юра Борисов. Новым супергероем индустрии, судя по всему, стал богатырь, боксер, блогер и веселый бармен Виктор Хориняк. Но это лирика.
На «Непослушника» я пошел практически случайно: прежде видел тизеры в кинотеатре, пару раз на них смеялся, но не включал картину даже в самые бескрайние вотчлисты.
И все же решил, что посмотреть ее стоит. Как минимум, чтобы увидеть, в каком виде до больших экранов добралась комедия о православной церкви и российской политике — вещах, о которых, как казалось, у ни снимать, ни, тем более, шутить невозможно.
Успешный московский пранк-блогер Димонстр устраивает перфоманс в храме и выкладывает его на YouTube. Позже, чтобы избежать срока за оскорбление чувств верующих, Дима возвращается в родной город и под видом бывшего одноклассника-священника отправляется в местный монастырь, где, как водится, понимает о жизни все то, чего прежде не понимал, влюбляется, творит чудеса и так далее по списку.
Изюминка «Непослушника» не в привычном столкновении столичных привычек главного героя с традициями места, застрявшего в пятнадцатом веке. Картина цепляет тем, как смело и открыто говорит о проблемах российской церкви и вообще о религии. Получается смелый «Холоп»: схему «взять успешный формат и опробовать его на чем-то сакральном», которую в начале проговаривает главный герой, сам фильм проворачивает с недавним хитом Шипенко.
Тут мимолетом поднимаются и самые простые вопросы к наместникам бога на Земле (грешно ли делать пластические операции, обязательно ли целовать руки священников), и главные претензии к богу (как можно верить в того, кто причиняет страдания людям, их не заслужившим). Но главное — в «Непослушнике» четко противопоставляются искренняя вера и уклады современной отечественной церкви, которую выгода и взносы в «общак» интересуют куда сильнее, чем исторические и религиозные ценности. Фильм местами спорит и с иерархией власти (причем, власти и политической, и внутрицерковной — мол, «высшее начальство» у нас одно и докладывать ему ничего не надо), и с заплесневелыми канонами, которые мешают людям верить в и бога, и в себя. А еще спорит с идеей юридической защиты чувству верующих — Димонстра, дело, которого походит на слияние скандалов с Русланом Соколовским и Pussy Riot, быстрее прощают действительно верующие, чем бюрократы. «Это многое говорит о нашем обществе»
За такую смелость фильму многое прощаешь. И то, что он не очень хорошо написан — многие внецерковные диалоги здесь существуют только для того, чтобы забивать эфир и служить переходами между сценами. И то, что «Непослушник» — картина с худшим монтажом в истории, в котором соседствуют абсолютно несочетаемые сцены, тихие кадры перебиваются колхозными нарезками кривой графики с абсолютно ни к месту звучащим рэпом, ужасно выглядят все графические элементы (особенно анимации смартфонов), а последние три минуты состоят из убого слайдшоу, которое себе не позволил бы сделать даже алгоритм, который собирает «воспоминания» в галлерее iPhone.
Прощаешь, кстати, без особых проблем: технические недостатки ленты, конечно, бросаются в глаза, но не портят общие впечатления от просмотра.
Допускаю, что еще один фактор, который возвеличил «Непослушника» в моих глазах — это тизер-трейлер фильма «Ботан и Superбаба», который показывали во время рекламы. После него и «Черная вдова» могла показаться шедевром. Но вы все-равно в кино сходите.