Найти тему
soullaway soullaway

Мультипликация эры VHS: советский полный метр не в кино, а дома.

Советская школа мультипликации была такая, что теперь уж не догонишь. Но у неё было одно серьёзное упущение – она не предусматривала создания полного метра. О полноценном мультипликационном кино никто из советских мультипликаторов всерьёз не задумывался. Точнее, как в одном интервью рассказывал Татарский, конечно задумывались, но всё кончалось уже на уровне курилки. На то была масса причин, но главных, как мне кажется, две – ресурсы и стандарты.

Ресурсы у нас всегда были ограничены. На начальных этапах становления отечественной советской мультипликации на полный метр надо было набрать огромное количество человеко-часов, красок, камер … а где их взять?! По мере развития страны человеческие и технические ресурсы в сфере мультипликации пополнялись, но мультфильмы сами по себе кассу не делали и поэтому шли бонусом к фильмам в кинотеатрах. Порой настолько бонусом, что на афише значилось просто «Мультфильмы», а вот какие – неизвестность и дело случая. В поздний период начинающийся появляется полный метр резали на маленькие выпуски сообразно ТВ-сетке. Безусловно этот самый полный метр в кинотеатрах шёл полным метром, но всё тоже самое пресловутое «Мультфильмы» на афишах не давало представления, когда и какой «большой» мультфильм можно посмотреть.

А ведь с начала 80-ых таких мультфильмов, которых очень хотелось посмотреть и пересмотреть, было не мало. Но вот получалось так, что в кинотеатре не понятно на что попадёшь. По ТВ их, конечно, показывали, но в удобное не пойми для кого время и зачастую как-то дивно порезанными … так сильно, что некоторые из них так и остались вынужденными сериалами. В этом смысле VHS было определённым спасением – прекрасные мульты можно было … хотя, как можно?! В видеосалонах они не вкладывались в концепцию свободного кино в переводе и дубляже Гаврилова-Михалёва, поэтому их там не показывали. В видеопрокатах они были бы нонсенсом – на советское тратить кассету выглядело глупостью и нелепостью. Поэтому надо было ловить самому эти мульты по телику, записывать, а потом уже радоваться самому и путём обмена радовать друзей и родственников.

В моей жизни было три знаковых полнометражных советских мультика, которые я сам лично ловил-записывал-тиражировал, о которых не грех и вспомнить на досуге.

Тайна третьей планеты

-2

Этот мультфильм я, как бы не было это странно для меня же самого, впервые увидел в кинотеатре. Шёл на те самые просто «Мультфильмы», а пришёл на это чудо. Сказать, что я был впечатлён – ничего не сказать. Снесло меня напрочь от всего: от картинки, от звуков и музыки, от сюжета. Пересмотреть очень хотелось. Поэтому на следующий день (благо были летние каникулы) пошёл я опять на просто «Мультфильмы», а пришёл на подборку мультов про казаков. Безусловно и бесспорно – это тоже великие мультики, но хотелось же иного.

Потом был просмотр по телевизору. Случилось это спустя где-то три-четыре года. Причём опять абсолютно случайно – встал с утра в воскресенье, включил телик, а там вместо Будильника вся эта красота под музыку Зацепина. Ух! Видака тогда не было, поэтому было не обломно, что начал я просмотр не с самого начала.

Зато спустя уже пару лет, заимев видео, я начал следить за программой передач в части мультипликации, ибо поставил себе целью поймать и записать «Тайну». И таки поймал! Случилось это в середине 90-ых и был я уже, казалось бы, слишком взрослый для мультиков. Но такой мультик хорош в любом возрасте – VHSка с ним у меня была нарасхват, её можно было даже обменять на самое редкое кино, даже у закоренелого видеомана. Кончилась заветная кассеточка как раз от того, что в общей сложности просмотрели её раз 200 не меньше.

Сказка о царе Салтане

-3

Классика она и есть классика. Испортить её невозможно ничем. Хотя почему это я так?! Мультфильм же ну просто потрясающий – реальная полноценная попытка конкурировать со студией Диснея во всех смыслах. Здесь тебе и сказка, и великолепный текст Александра Пушкина, и невероятные по своей продуманности и прорисовке персонажи, и чудная симфоническая музыка на фонах. В общем всё, что надо. Кроме всего прочего, это был тот редкий случай, когда в кино это был не просто «Мультфильмы», а именно полноценный анимационный фильм со своей афишей.

Посмотрел я его просто – нас классом повели смотреть экранизацию классики. И как-то доставило нам всем от этой классики не иллюзорно. Стало быть, пересмотр полагался как данность. Но не тут-то было. Ибо крутили его наших местных кинотеатрах всё больше для школ и втиснуться в эту схему кроме как через школу было нереально. Зато почти что тем же годом его стали регулярно крутить по телевиденью. С одним только поганым «но» - это происходило либо в рамках передачи «Спокойной ночи», либо частями, разбросанными по всей субботней сетке вещания. То есть даже если захочешь пересмотреть, надо извернуться.

Примерно так же дивно шёл он и впоследствии, поэтому «снять» его на VHS с телика было тяжким трудом. Я пробовал пару раз, но увы. Зато в середине 90-ых один мой друг его презентовал мне на отечественной 60-ти минутной кассете, которую он притаранил из Москвы. Редкая вещь по тем временам попала в коллекцию. Потом к началу 00-ых она куда-то пропала … видимо всё «ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой, извести ее хотят».

Остров сокровищ

-4

«Кто так снимает?! Так же нельзя!» именно это хочется сказать каждый раз, когда я вижу этот великий мультфильм. Хотя именно в отношении этого произведения очень хотелось бы сказать «анимационный фильм». Давид Черкасский был уже в топах, после показа по телевиденью своей версии Доктора Айболита и Приключений капитана Врунгеля. Но тут был просто апогей всего возможно хорошего в современной на тот момент мультипликации.

Первый его просмотр у меня был – по телевизору. На счастье, показали сразу две серии к ряду. По завершении я даже дышать толком не мог. Ясное дело такое было просто необходимо в свою коллекцию. Но заполучить я его не мог очень долго – то запустят его на пять минут раньше и писать любимую картину не сначала как-то было не в масть, то разнесут части на весь день (первая с утра, вторая вечером), то ещё какая напасть. Только к середине 90-ых я таки смог полностью «красиво» снять Остров с местного кабельного канала. И – омайгад – сколько ж раз я его пересматривал, а мне всё мало. Даже сейчас где-то раз в год повторяю. Даже сейчас он смотреться, как фильм, сильно опередивший своё (да, пожалуй, что и текущее) время. Полнейший внеформат и внежанровость. Такого даже Тарантино всё ещё никак не сподобится вытянуть.

… и напоследок:

В начале 00-ых пошли «фирменные» VHSки с советским контентом. В продажу и в прокат хлынули фильмы Гайдая, Рязанова, Данелии. Возникло и изобилие советской мультипликационной классики. Безусловно все те шедевры были перевыпущены (как официально, так и пиратами), но беда была в том, что новых мультиков не было … никаких, ни полнометражных, ни коротких. Любой выдох чего-то нового от союз-мультфильма воспринимался, как событие. А потом сменился формат. Нет, не только с VHS на DVD – сама школа мультипликации стала иной, и полный метр там уже был, но это был уже совсем другая иная реальность.

У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.