Очень жаль, но некоторые наши читатели (не те, что постоянные, конечно же) совсем не знают историю, и могут без труда перепутать Вильгельма Завоевателя и Вильгельма Кайзера. В чем проблема? Скорее всего именно в школьных знаниях.
Этот материал пишется скорее с точки зрения педагога, а не любителя истории. Чтобы обойтись без голословных заявлений, начну прямо с себя.
История у нас началась в 5 классе, и это как у всех была история Древнего мира. И нашему классу повезло, занятия у нас вёл человек увлеченный, ещё по совместительству директор, Н. М. Лапшин. Его, раскрыв рты слушали даже задние парты, история преподносилась не со страниц учебника, а с помощью презентаций, диафильмов и прочих радостей, доступных в школе 2000х. Никогда на уроках мы не читали учебник, да и учитель не брал его в руки, он именно рассказывал. Тогда и началась любовь к истории, и отцу пришлось постараться, чтобы накопать мне книг по искусству древнего Египта, Рима и Греции. 5 класс по истории не получил ни одной тройки. И знаете, в 12 лет было отлично делать упор на мифологию, интересные факты , без изнурительного запоминания дат и последовательности правителей. Вот они нужны вообще в этом возрасте? А вот элементы мифологии, быта и прочих запоминающихся деталей пойдут на ура.
Это же касается и 6-го класса, где было средневековье. Ну вот какое у вас представление о средних веках? Рыцари в блестящих латах, баллады, принцессы, сражения и подвиги... И тут не повезло, к нам пришла... завуч, и это была именно завуч, а не преподаватель истории. Уроки состояли из чтения параграфов и ответов на вопросы после них. Все. Ни плакатика, ни фильма. Даже учебник плохо помню, только отдельную главу про Генриха VIII. Да и вообще, как можно Cредневековье, это ведь не одно столетие впихнуть в одну книгу! Книгу, по сути, для детей. Почти один сплошной текст, даты, правители. Интересно будет читать? Нет. Ну вот и учили мы какие-то войны, даже зубрили, схемы военных действий сами рисовали на доске. Полюбил ли кто-то Cредние века? Нет. Много ли было хороших оценок? Нет.
Дальше - больше , история России. Одно хорошо, она изучалась до 11 класса, а не галопом по Европам, казалось бы, вот тут то все можно изучить подробно, не останавливаясь на скучных датах и именах. Но опять не повезло, в этот раз учитель был хоть и увлеченный... Но исключительно геноцидом евреев в ВОВ. И поэтому все темы, даже Рюриковичи у нас сводились волшебным образом к Освенциму. Никаких знаний об истории Отечества вплоть до ВОВ мы особо не вынесли, хотя это обширнейший и интереснейший пласт истории. Да и само изучение войны...Зачем зубрить движения войск на карте школьнику, при этом даже не пытаясь объяснить, почему так, а не эдак? Современный ребёнок вообще в состоянии оценить, понять и проанализировать каждый маневр РККА? И будет ли ему это интересно?
Вишенкой на торте стало изучение истории в ННГУ. Семестр (!) на изучение всего от приглашения Рюрика до Путина. А потом ещё будьте добры сдать. Зачем?
И тут мы имеем дело с совершено бесполезной уравниловкой!
Что даст знание годов правления Рамзеса Второго будущему маркетологу или рабочему завода? Преподавание ненужного и неинтересного из-под палки? Будет ли от этого хоть какой-то толк?
В то же время - человеку, который намерен дальше изучать историю - такие обрывочные знание как бы не во вред пошли. Кроме каши в голове, еще и будет отбита охота учиться, как знать.
Я любила историю лет в 12. Потом до 17 её ненавидела. И лишь к концу университета (не по направлению истории), я полюбила этот предмет. По наитию села читать и изучать сама, без принуждения, находила видео/аудио лекции, делала конспекты. Потому что это мне нравится, а не потому что строчка в аттестате должна быть.
Думаю, это касается не только истории, но и некоторых других предметов. Нужен либо учитель, которому действительно нравится эта наука, и он готов поделиться именно своей любовью с учениками. Чтобы школьники были увлечены из года в год до самого выпускного.
Либо... Сократить программу, убрав то, что не запоминается и вообще не дает школьникам ничего, кроме нервных срывов (на данный момент правда, тогда надо убрать вообще все 🥴).
Так и получается, что из школы выходят люди с весьма обрывочными знаниями, которые никак не могут не то что применить, но и просто осознать - в результате чего появляется благодатная почва для всяческих альтернативно-одаренных от истории, лингвофриков и прочих мракобесов.