" - Не нужно себя обманывать, собственности не существует. Когда вы уйдёте в мир иной, всё останется здесь! - Адвокат, у вас еще есть существенные аргументы в защиту обвиняемого в краже?"
Такими мемами и псевдо-цитатами полон интернет. Они о том, как юристы в судебном процессе при слабости позиции, а то и просто из-за склонности к велеречивости, прибегают к запрещенным приёмам, пытаются доказать свою позицию не на фактах, а "на пальцах".
"Хороший адвокат может работать с минимумом фактов по делу, отличный адвокат уже в процессе работы доберёт необходимые факты по делу; гениальный адвокат может вести дело, вообще будучи не в курсе его обстоятельств"
Это тоже из разряда шуток. Судебный процесс, как правило, выигрывается задолго до его начала, путём качественной подготовки. А вот если юрист ленив или нерадив - он прибегает к злоупотреблениям. Самый частый спутник таких - агрессивное поведение в зале суда.
Агрессор в зале!
Не так уж редко во время судебного процесса приходится сталкиваться с агрессивным и даже неадекватным поведением его отдельных участников. Этим могут грешить и ответчики, и истцы, и даже, что таить, профессиональные юристы, участвующие в процессе в качестве представителей.
Агрессия по своей природе является низшим уровнем манипуляции: отправление оппоненту негативного сигнала в надежде на взаимность. А среди двух злых людей правых нет, на это и расчет манипулятора.
Как работает агрессор-манипулятор:
1. Перебивает вас, причем не по существу. Реплики всегда далеки от нейтральных, направлены на то, чтобы раскачать вас на ответные шаги.
2. Даже говоря в свою очередь, допускает оценку действий стороны, позволяет себе обсуждать квалификацию, внешний вид и т.д. оппонента.
3. Использует невербальные способы показать пренебрежение - поза, различные звуки во время вашего выступления, мимика и тому подобное.
4. Злоупотребление процессуальными правами в агрессивной манере: ненужные ходатайства, обращение к суду под выдуманными предлогами, игра на публику вплоть до симуляции приступов.
Хорошего в этом мало: приходя в суд, олицетворяющий правовую систему государства, хочется чувствовать себя в несколько иной обстановке, чем в привокзальной столовой или переполненном автобусе. Но как реагировать на агрессивность оппонента в судебном процессе?
Самый мощный принцип, который поможет выбрать тактику - решение по делу принимает судья, вы работаете с судом. Оппонент - лишь белый шум. У вас нет задачи дискутировать с ним или его переубедить. Убедить надо суд. А сторону - просто переиграть.
Меры борьбы по пунктам:
1. Вы знаете кто вы. Поэтому мнение другого лица о вас - не важнее жвачки на подошве. Мимо ушей. Перебивают - держите паузу смотря на судью, разведя руки в стороны в позе "я то вот он, весь в белом, а вокруг то что за свинарник?" Не бойтесь затянуть паузу, дождитесь когда дыхание противника собьется, или тишина станет звенящей. Продолжайте выступление.
2. А откуда вы вообще это видите? Вы разве смотрите на оппонентов? Не надо этого делать. Только если что-то им передаёте из документов. Они вам вообще в зале не сильно нужны. Как они там сели и как пыхтят - это лишь мелкие факты их биографии.
3. Наберитесь терпения и на каждый "злоупотреб" в процессе, с позволения суда выражайте свою позицию. Это же подарок вам - лишний раз возможность показать - как мало у стороны реальных доводов.
Более неприятная, но в то же время и легче решаемая ситуация – когда оппонент переходит к откровенно хамскому поведению, начинает вас в чем-либо обвинять, «тыкать», а то и оскорблять. В этом случае также следует обратиться к судье, попросить принять меры. Если оппонент допустил в вашу сторону оскорбительные слова или выражения, либо стал рассказывать о вас порочащую информацию, необходимо потребовать от суда запротоколировать эти слова оппонента. Затем вы можете подать отдельное заявление в правоохранительные органы или суд с целью привлечения оппонента к ответственности за оскорбления или за ущерб деловой репутации, чести и достоинству.
Всего спектра действий и противодействий в одной статье не передашь. Наш управляющий ведёт даже курс выступления и риторики в заседаниях - это очень интересно. Как игра в мафию, но на деньги (шутим).
Пример из практики
"Представитель истца изначально выстроил позицию на предположении, что у нас нет ряда документов и мы не сможем отбить иск. А мы от заседания к заседанию, путем запросов и иных методов внесудебной работы стали предъявлять суду доказательства отсутствия долга. И оппонент пересёк черту. Он обсудил абсолютно всё - мою одежду, парфюм, квалификацию юриста. Надо сказать, он хороший манипулятор, даже суд посчитал мой парфюм резким и вынес замечание. Но суд агрессор проиграл. А что главное?"
Оскорбительные выражения и нецензурная брань являются однозначным основанием для того, чтобы требовать удаления оппонента или его представителя из зала судебного заседания. При этом самому лучше сохранять выдержку, не поддаваться на провокации и не отвечать оппоненту таким же хамством: держа себя в руках, вы избежите нарушения закона и будете выглядеть в глазах суда гораздо достойнее, чем ваш оппонент или его представитель.
Пример из практики
Самые эмоциональные споры - семейные. Особенно, когда на кону десятки миллионов. Вот где наслушаешься!
"Если у вашего клиента много денег на дорогого адвоката это еще не значит что мы тут дураки"; "Адвокат купленный!" (что даже забавно); "Да заткнитесь вы уже с вашей экспертизой!" - вот то, что смогла вспомнить навскидку. Давно не ведусь на такое. Мщу решением суда, стараюсь дожимать таких в процессе. А потом выставляю шестизначные судебные расходы!
В другом случае адвокат, выведенный из равновесия сказал, что эти документы, которые мы отдали на экспертизу и оспариваем как фальсифицированные, он лично распечатал на своем принтере. Принтер старый, поэтому так расплылись чернила, а вовсе не потому, что документы поддельные!
Так что агрессия может сыграть и злую шутку с самим агрессором)
Если же мы говорим об эмоциональной стороне, но не стоит принимать близко к сердцу все слова вашего оппонента. Более того, когда люди переходят на оскорбления, хамство, крики, это означает, что у них нет реальных аргументов, они чувствуют свой потенциальный проигрыш и пытаются выплеснуть свои негативные эмоции, с этим связанные, в вашу сторону. Воспринимайте их агрессивное поведение скорее как свидетельство приближающейся вашей победы. Но помните, что за оскорбления надо отвечать и постарайтесь сделать так, чтобы ваши оппоненты понесли установленную законом ответственность и осознали, как надо вести себя во время судебного процесса.
Чаще всего - это просто работа. Иногда это - тактический прием и упаси вас Фемида его не распознать!
Пример из практики коллег
В нашей фирме была отработана тактика поведения в судебном процессе. Ходили втроём. Один юрист максимально вовлечён в процесс, знаком с делом (ферзь); второй - специалист по процессуальному праву (гэпник, от аббревиатуры ГПК); задача третьего как у того хоккеиста - постоянно выводить сторону из состояния стабильности (бык). Выступает (докладывает) ферзь, гэпник постоянно щиплет судью за мелкие нарушения процесса, а бык не будет сидеть спокойно, пока противная сторона находится в стабильном состоянии. Бык у нас всегда был отличным психологом, но сознательно шёл на замечания суда, пару раз его удаляли. Это ничего.
Думаю, вам уже понятно, что работа юриста - литигатора (юриста - судебника) - это передний край, где все средства хороши. Там плачут бывалые бухгалтеры и бледнеют собственники банков. Не рискуйте, нанимайте пропахших порохом профессионалов.
Удачи в делах!
Еще больше материалов ( в том числе и для скачивания) в нашей группе Вконтакте
Помогаем справиться с проблемами по 115-ФЗ, открытие счетов в ведущих банках
Если у вас остались вопросы или вы с чем-то не согласны, то напишите об этом в комментариях, и мы вам обязательно ответим.
Если вы еще не подписались на дзен-канал ИНТЕК.ЮРИСТЫ - подпишитесь, чтобы ничего не пропустить!