Найти тему
Вокруг сада

В тридцати пяти верстах от Кремля или садоводство у черта на куличках.

-2

Зима. И зимние пейзажи за окном располагают к воспоминаниям.

-3

Экскурс в прошлое станет ответом на вопросы, которые занимали меня, когда я бывал в окрестном лесу.

-4

Находясь территориально рядом с Горками Ленинскими, я, конечно, знал о близости курганов вятичей, расположенных на территории парка-заповедника «Горки Ленинские», но о том, что курганы находятся также и совсем рядом, в лесу, за забором участка даже не догадывался, хотя не единожды ходил по лесу вокруг и лишь удивлялся, откуда эти непонятные и явно рукотворные холмы здесь.

Зимнее фото курганной насыпи не нашел...
Зимнее фото курганной насыпи не нашел...

Предполагал, что, возможно, защитные сооружения линии обороны ВОВ остались здесь в таком виде. Но литература дала иные подсказки:

«Бассейн Пахры – регион, со времен А.В. Арциховского известный археологам-славистам как классическая курганная территория «Земли вятичей»…

…в составе 190 групп (курганных могильников), расположенных в бассейне Пахры, насчитывается 1676 курганов (отдельных насыпей), что…отражает степень заселенности…рассматриваемого региона»*

Зимняя Пахра по-своему очаровательна.
Зимняя Пахра по-своему очаровательна.
-7

Или вот, уже совсем рядом, «Мещерино. Селище XI-XIIIвеков – по сведениям Н.А. Кренке 1992 г. расположено в 700 метрах к западу от поселка, в 250 метрах к югу от пионерского лагеря «Мещерино», на левом берегу реки Пахра в 1,1 километре от русла, в верховьях Дугина оврага, в лесу»**

Вход в сказочный лес со стороны пешеходного мостика через Пахру в Мещерино.
Вход в сказочный лес со стороны пешеходного мостика через Пахру в Мещерино.

Сейчас пионерского лагеря, упомянутого выше уже нет. Но когда-то он был прямо за забором моего владения.

Итак, остатки былого леса вокруг «меня» - это дом, приютивший в X-XIII веках вятичей.

-9

И тут внимания заслуживает следующий отрывок из книги Н.М. Коробкова «Метро и прошлое Москвы», изд. главной ред. горно-топливной и геолого-разведочной литературы, Москва, 1938 г., раздел V (Топография Москвы): «В XII веке территория Москвы на большей части ее современного пространства все еще была покрыта лесом, который уходил во все стороны, а дальше к северу от Москвы казался безграничным, тянулся на многие сотни километров. Но в лесу все больше расчищалось полян, и многочисленные урочища «На кулишках» (в районе Площади Ногина и других местах) говорят о постепенно освобождающихся от леса пространствах (кулиши – поляны, расчищенные среди леса)».

Так вот, если почитать о том, как вятичи обосновывались на новых для них территориях, расселяясь вдоль русел рек вблизи источников воды в лесу, вырубая под селища поляны свободные от деревьев, но защищенные лесом, мы поймем, что вятичи (кривичи и др. славянские племена), как раз, и селились на кулишках. Укрытие леса им было жизненно необходимо не только в виду того, что промышляли они в т.ч. и охотой, но и в виду того, что не подчинялись они местечковым князьям и, соответственно, не платили податей.

-10

При этом на открытых пространствах, свободных от леса, зачастую также вдоль русел рек жили селяне, промышлявшие сельским хозяйством, различными ремеслами. Например, вдоль Пахры издревле добывали белый камень – известняк. «Недавними исследованиями палеонтологов доказано, что добытый в штольнях близ деревень Съяново, Камкино, Киселиха и Новлинское камень еще в XII в. использовался для сооружения стен таких архитектурных шедевров Владимиро-Суздальского княжества, как Спасо–Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152-1157 гг.), Успенский (1158-1160 гг.) и Дмитровский (1194-1197 .г.) соборы во Владимире, одноглавый храм Покрова на Нерли (1165 г.) с изящной каменной резьбой, укрепления замка и собор в резиденции Андрея Боголюбского в селе Боголюбово (XII в.); а в XIII в. – собор Рождества Богородицы в Суздале (1222-1225 гг.), Георгиевский собор в Юрьеве–Польском (1230-1234 г.г.)»***.

Эти крестьяне исправно платили подати и на момент массового расселения вятичей, в отличие от последних, уже были обращены в христианство.Благодаря такому соседствуправославных, живущих открыто и платящих подати, и язычников, живущих скрытно в лесу на кулишах, отвергающих власть князей и не платящих подати, наверное, и возникла поговорка: «у черта на куличках». Она адресовала к лесным и воинственным жителям, решить вопросы полюбовно с которыми было нельзя. Т.е. "отправиться к черту на кулички" тогда значило «ехать неизвестно зачем». Потом, должно быть, кулички стали ассоциироваться с куличами и праздником Пасхи, что повлекло за собой изменение значения фразеологизма: "отправиться к черту на кулички" - ехать неизвестно куда и зачем (т.к. у черта не может быть никаких куличей).

Вот так, случайно найдя ответ на вопрос, какие тайны скрывает лес за забором моего участка, я обнаружил, что, оказывается, местность «у черта на куличках» может исторически оказаться совсем рядом с моим садом, хоть и находится он всего то в тридцати пяти верстах от Кремля.

-11

Кстати, учитывая, что блог мой назван: «Вокруг сада», уместно вспомнить в этой связи, что, осваивая участок, мне пришлось вырубать старый березовый лес на нем. И лесник, приходивший «знакомиться», тогда делился опытом: «Березы удалишь, но сад здесь никогда расти не будет». Прошло больше двадцати лет. Уверенно говорю, хоть и родные почвы были тощие (тонкий слой лесного подзола), но деревья в саду растут отменно. А был опыт возделывания сада на луговых выпасных полях, где по какой-то причине лес никогда не рос, там и сад не получился, такая энергетика места, наверное.

В статье были использованы фрагменты:

*стр. 156 научного сборника «Археология Подмосковья» (Институт археологии РАН, 2004 г.), С.В. Шполянский, Размещение курганов бассейна Пахры как источник по изучению процесса заселения региона в XII-середине XIIIвека

** цитата из статьи по ссылке https://www.zamky.com.ua/ru/moskovskaya-oblast/arheologyya-y-drevnyaya-ystoryya-lenynskogo-rajona-2/#i-23

*** цитата из статьи по ссылке https://is-tok.ru/publ/belyj_kamen/2-1-0-40