Зима. И зимние пейзажи за окном располагают к воспоминаниям.
Экскурс в прошлое станет ответом на вопросы, которые занимали меня, когда я бывал в окрестном лесу.
Находясь территориально рядом с Горками Ленинскими, я, конечно, знал о близости курганов вятичей, расположенных на территории парка-заповедника «Горки Ленинские», но о том, что курганы находятся также и совсем рядом, в лесу, за забором участка даже не догадывался, хотя не единожды ходил по лесу вокруг и лишь удивлялся, откуда эти непонятные и явно рукотворные холмы здесь.
Предполагал, что, возможно, защитные сооружения линии обороны ВОВ остались здесь в таком виде. Но литература дала иные подсказки:
«Бассейн Пахры – регион, со времен А.В. Арциховского известный археологам-славистам как классическая курганная территория «Земли вятичей»…
…в составе 190 групп (курганных могильников), расположенных в бассейне Пахры, насчитывается 1676 курганов (отдельных насыпей), что…отражает степень заселенности…рассматриваемого региона»*
Или вот, уже совсем рядом, «Мещерино. Селище XI-XIIIвеков – по сведениям Н.А. Кренке 1992 г. расположено в 700 метрах к западу от поселка, в 250 метрах к югу от пионерского лагеря «Мещерино», на левом берегу реки Пахра в 1,1 километре от русла, в верховьях Дугина оврага, в лесу»**
Сейчас пионерского лагеря, упомянутого выше уже нет. Но когда-то он был прямо за забором моего владения.
Итак, остатки былого леса вокруг «меня» - это дом, приютивший в X-XIII веках вятичей.
И тут внимания заслуживает следующий отрывок из книги Н.М. Коробкова «Метро и прошлое Москвы», изд. главной ред. горно-топливной и геолого-разведочной литературы, Москва, 1938 г., раздел V (Топография Москвы): «В XII веке территория Москвы на большей части ее современного пространства все еще была покрыта лесом, который уходил во все стороны, а дальше к северу от Москвы казался безграничным, тянулся на многие сотни километров. Но в лесу все больше расчищалось полян, и многочисленные урочища «На кулишках» (в районе Площади Ногина и других местах) говорят о постепенно освобождающихся от леса пространствах (кулиши – поляны, расчищенные среди леса)».
Так вот, если почитать о том, как вятичи обосновывались на новых для них территориях, расселяясь вдоль русел рек вблизи источников воды в лесу, вырубая под селища поляны свободные от деревьев, но защищенные лесом, мы поймем, что вятичи (кривичи и др. славянские племена), как раз, и селились на кулишках. Укрытие леса им было жизненно необходимо не только в виду того, что промышляли они в т.ч. и охотой, но и в виду того, что не подчинялись они местечковым князьям и, соответственно, не платили податей.
При этом на открытых пространствах, свободных от леса, зачастую также вдоль русел рек жили селяне, промышлявшие сельским хозяйством, различными ремеслами. Например, вдоль Пахры издревле добывали белый камень – известняк. «Недавними исследованиями палеонтологов доказано, что добытый в штольнях близ деревень Съяново, Камкино, Киселиха и Новлинское камень еще в XII в. использовался для сооружения стен таких архитектурных шедевров Владимиро-Суздальского княжества, как Спасо–Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152-1157 гг.), Успенский (1158-1160 гг.) и Дмитровский (1194-1197 .г.) соборы во Владимире, одноглавый храм Покрова на Нерли (1165 г.) с изящной каменной резьбой, укрепления замка и собор в резиденции Андрея Боголюбского в селе Боголюбово (XII в.); а в XIII в. – собор Рождества Богородицы в Суздале (1222-1225 гг.), Георгиевский собор в Юрьеве–Польском (1230-1234 г.г.)»***.
Эти крестьяне исправно платили подати и на момент массового расселения вятичей, в отличие от последних, уже были обращены в христианство.Благодаря такому соседствуправославных, живущих открыто и платящих подати, и язычников, живущих скрытно в лесу на кулишах, отвергающих власть князей и не платящих подати, наверное, и возникла поговорка: «у черта на куличках». Она адресовала к лесным и воинственным жителям, решить вопросы полюбовно с которыми было нельзя. Т.е. "отправиться к черту на кулички" тогда значило «ехать неизвестно зачем». Потом, должно быть, кулички стали ассоциироваться с куличами и праздником Пасхи, что повлекло за собой изменение значения фразеологизма: "отправиться к черту на кулички" - ехать неизвестно куда и зачем (т.к. у черта не может быть никаких куличей).
Вот так, случайно найдя ответ на вопрос, какие тайны скрывает лес за забором моего участка, я обнаружил, что, оказывается, местность «у черта на куличках» может исторически оказаться совсем рядом с моим садом, хоть и находится он всего то в тридцати пяти верстах от Кремля.
Кстати, учитывая, что блог мой назван: «Вокруг сада», уместно вспомнить в этой связи, что, осваивая участок, мне пришлось вырубать старый березовый лес на нем. И лесник, приходивший «знакомиться», тогда делился опытом: «Березы удалишь, но сад здесь никогда расти не будет». Прошло больше двадцати лет. Уверенно говорю, хоть и родные почвы были тощие (тонкий слой лесного подзола), но деревья в саду растут отменно. А был опыт возделывания сада на луговых выпасных полях, где по какой-то причине лес никогда не рос, там и сад не получился, такая энергетика места, наверное.
В статье были использованы фрагменты:
*стр. 156 научного сборника «Археология Подмосковья» (Институт археологии РАН, 2004 г.), С.В. Шполянский, Размещение курганов бассейна Пахры как источник по изучению процесса заселения региона в XII-середине XIIIвека
** цитата из статьи по ссылке https://www.zamky.com.ua/ru/moskovskaya-oblast/arheologyya-y-drevnyaya-ystoryya-lenynskogo-rajona-2/#i-23
*** цитата из статьи по ссылке https://is-tok.ru/publ/belyj_kamen/2-1-0-40