В середине 15-го столетия в Восточной Анатолии сложился союз тюркских племен, объединенных общими интересами. Причиной сплочения стала широкая проповедь дервишей-суфиев, которые создали военизированный религиозный орден Сефевийе. Чтобы отличать друг друга от своих соседей, воины этого объединения стали носить красные тюрбаны, отчего заслужили от своих соседей прозвище кызылбаши («красноголовые»).
В 1500-е кызылбаши были изгнаны Османской империей на восток. Но они не исчезли, а завоевали Азербайджан, а затем и всю Персию. В мгновение ока возникла могущественная держава, которая расширялась и расширялась. На пике своей силы и власти династия Сефевидов захватила у турок Ирак и боролась с ними за владение Южным Кавказом, отвоевала Афганистан у Великих Моголов и теснила узбеков в Мавераннахре. Кызылбаши стали ее надеждой и опорой, и об этом мы сейчас поговорим.
Тюркские кланы дали Персии единого монарха, из их аристократии назначались военачальники и губернаторы провинций, а простые воины стали служилым дворянством. Поскольку еще в сельджукскую эпоху кочевники предпочитали селиться на западе Большого Ирана, в Анатолии и Закавказье, такой большой регион, как Средняя Азия, оказалась сравнительно не защищена. Падишахам пришлось создавать у себя на востоке военные поселения, чтобы обученные бойцы всегда были под рукой.
Так кызылбаши попали в Афганистан. И когда бывшая империя Сефевидов стала распадаться, один из пуштунских генералов азербайджанского владыки Персии Надир-шаха ушел домой. Он провозгласил там независимое государство, основой вооруженных сил которого были воины из афганских племен. Местные тюрки, впрочем, сохранили свое влияние, поскольку служили в кавалерии. Как говорят, основатель державы Ахмад-шах Дуррани имел конницу в 100 тысяч человек, в основном, состоящую из этих людей.
В современном Афганистане кызылбаши, то есть, обычные азербайджанцы, живут в трех важнейших городах страны – Кабуле, Кандагаре и Герате. Первый – крупнейший центр и столица афганских эмиров, второй – культурная столица пуштунского народа, третий – бывшая альтернативная столица Тимуридов. То есть, поселения создавались не абы как, а по общему стратегическому плану.
Когда в Афганистане началась феодальная раздробленность, бывшие военные поселенцы оказались не у дел. Впрочем, это были люди из высшего класса, которые сохранили свое экономическое положение даже после децентрализации страны. У многих из них имелись собственные крестьяне и поместья, другие занимались ремеслом или получили некое восточное образование. В общем, они составили очень важную и влиятельную часть местного общества, и остаются в этом качестве до сих пор.
Кызылбаши, как преданные сторонники пославшего их сюда государства, всегда принадлежали к шиитской ветви исламской религии. Но жить им приходилось в преобладающем суннитском окружении. Многонациональные Кабул и Герат были достаточно терпимые по местным, афганским меркам. Зато этнически пуштунский Кандагар обещал им много проблем.
Тем не менее, даже тут к ним относились с достаточной степенью уважения. Сначала – как к умелым воинам и опоре власти эмиров и королей. Затем – как к влиятельным и богатым людям. Даже талибы их особо не трогали, хотя хазарейцы, другие шииты Афганистана, так и не сумели подружиться с этими радикалами.
В настоящее время афганские кызылбаши почти полностью перешли на язык дари. Хотя, они сохранили свою отдельную веру и прекрасно помнят о своем происхождении. В прежней, доталибской версии гимна Афганистана этот народ, наряду с другими этносами, упоминался в гимне страны.
#АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ #АФГАНИСТАН