Если вы чувствуете, что созрели на самостоятельный морской поход и ещё не растеряли все навыки, но чтобы «вспомнить всё» потребуется некоторое время, или вы новичок с правами шкипера и вас терзает смятения выйти самостоятельно, чувствуете, что рядом с профессионалом вам будет спокойнее? Тогда вам нужен «спящий шкипер».
Официально на любом корабле шкипер может быть только один! Но существует морская практика под патронатом опытного шкипера, занимающего роль так называемого «спящего шкипера» во время которой он вовсе не спит, а совсем наоборот, всегда на чеку, всегда сможет поправить и подсказать правильное решение той или иной проблемы внезапно возникшей в пути.
Организационные вопросы также могут лечь на его плечи: какой порт лучше, где дешевле, где удобней, как зайти в марину, как найти свое место, как оплатить воду и электричество. Спящий шкипер помогает составить или скорректировать маршрут. Вы можете дать ему основные точки, которые обязательно надо включить в план круиза, а промежутки он заполнит сам. Спящий шкипер технически компетентный специалист, способный быстро диагностировать и оценить степень серьезности поломки, квалифицированно их устранить или минимизировать, будь то механика или электрика.
Спящий шкипер — это страж страхового депозита за лодку перед клиентом (1500−3500 евро) и он всегда готов к переговорам в случае финансовых претензий со стороны чартерной компании. Он подскажет как четко фиксировать поломки и недостаток инвентаря при принятии лодки, корректно сообщать о неисправностях в пути, отличать обоснованные претензии от необоснованных.
Морской опыт, организованность, дисциплинированность, ответственность, стрессоустойчивость, физподготовка, трезвость ума, вот основные критерии, которыми должен обладать «спящий шкипер» и делиться со шкипером во время морской практики или круиза.
Услуга «спящий шкипер» стоит от 700 евро за неделю чартера в зависимости от опыта и квалификации капитана.
Бывает три варианта сотрудничества со спящим шкипером:
1. Клиент берет на себя аренду яхты и обязательства перед чартерной.
2. Клиент предоставляет Спящему шкиперу страховой депозит и все обязательства перед чартерной берет на себя Спящий шкипер.
3. (Очень редко) Спящий шкипер берёт полностью (финансово) на себя обязательства перед чартерной компанией (но тогда вмешиваться он будет чаще в процесс управления судном).