Два года передышки от гриппа как будто завершились, главный санитарный врач Анна Попова напрягла, заявив про «достаточно высокие уровни гриппа» на фоне набирающей обороты коронавирусной пандемии. Роспотребнадзор часто преувеличивает опасность, в том числе «по политическим мотивам». Так есть грипп в России или кому-то хочется, чтобы он был?
Не сложно по клинике различить ОРВИ и грипп, но грипп от коронавирусной инфекции «на глазок» отличить невероятно – только лабораторное тестирование. Два сезона грипп где-то укрывался, но в 2021 году вернулся давний «знакомый» - гонконгский А(H3N2). В мировой статистике на начало февраля 2022 года частота верифицированного гриппа в 22 500 раз меньше заболеваемости коронавирусной инфекцией – чуть меньше 17 тысяч случаев на всей планете, тем не менее, в трёх европейский странах не постеснялись констатировать эпидемию гриппа: Молдавия, Норвегия и Швеция.
«Грипп А(Н3N2) был всё время с 1968 года, но обычно на втором плане. Последние лет 10 чаще доминировали различные близкородственные штамму вируса гриппа А(H1N1)pdm09 варианты. <…> Но в сезонах 2016-2017, 2017-2018 и 2018-2019 гг. вирус гриппа А(H3N2) начал набирать обороты и циркулировал наряду с гриппом А(H1N1)pdm09. А потом он вновь ослабил свои позиции в сезоне 2019-2020 годов», - объясняет рокировку замдиректора ЦНИИЭ Наталья Пшеничная.
Бюллетень Института гриппа имени Смородинцева подтверждает, что на 4 неделе года «уровень заболеваемости населения ОРВИ и гриппом в целом по стране резко повысился, <…> составив 179.2 на 10 000 населения, был выше базовой линии (70.0) на 156.0% и выше еженедельного эпидемического порога на 163.9%». На две трети – это грипп A(H3N2), но «частота клинически диагностированного гриппа понизилась, <…> составив 0.067 на 10 000 населения».
При наличии лабораторного ОРВИ-скрина диковато только «клинически диагностировать» грипп, но куда же деться от национальных особенностей. Как отметила профессор Пшеничная, в 71 субъекте превышены эпидемические пороги по совокупной заболеваемости гриппом и ОРВИ, и по-большому счёту грипп занимает долю около 16% - каждый шестой случай, вакцинировалось же на 10% меньше прежнего. Мило, однако, на фоне роста заболеваемости коронавирусной инфекции с зыбкой надеждой «выхода на плато», после COVID-19 подцепить грипп?
«Вакцина работает. Даже если провакцинировавшийся человек заразится близкородственным генетическим вариантом вируса, к тому, который входит в состав вакцин, то он по крайней мере не заболеет тяжело. Как правило, штаммовый состав вакцин совпадает с циркулирующими штаммами вирусов, поэтому вакцины защищают тех, кто ими воспользовался, от самых неблагоприятных последствий заболевания», - обещает профессор Пшеничная.
Вирус Н1N1 исторически тяготеет к ранней вирусной пневмонии, H3N2 предпочитает портить верхние дыхательные пути, но не прочь «замутить» бактериальную пневмонию. По информации НИИ гриппа, циркулирующие вирусы гриппа чувствительны к ингибиторам нейраминидазы.
Если вы врач и хотите, чтобы ваше мнение было услышано, присоединяйтесь к сообществу профессионалов на портале МирВрача