Рынок труда меняется очень динамично. Вместе с ним меняются требования работодателя и ожидания сотрудников. Найти хороших специалистов и сформировать штат по-прежнему нелегко. Какие инструменты рекрутинга наиболее эффективны? Где и, главное, как искать лучших претендентов на должность? В этой статье мы постарались ответить на эти вопросы.
Идеальный сотрудник — кто он?
Найм сотрудников — объемный и трудоемкий процесс. Прежде, чем сформировать штат и опубликовать объявления о вакансии, определитесь с портретом каждого кандидата. Какие должностные обязанности им предстоить выполнять? Какие навыки и компетенции должны быть развиты? Насколько важен опыт работы и профильное образование? Какими личными качествами должен обладать человек? Ответы на эти вопросы помогут сформировать профиль кандидата и понять, кого вы ищете.
Размещение объявления
Отечественный рекрутинг базируется на трех китах: HH.ru, Superjob и Trud.com. Сервисы помогают найти работу и подобрать персонал. Наиболее полными базами резюме обладают HH.ru и Superjob. Trud заметно отстает в популярности и охвате.
Тарифная политика сервисов:
· HH.ru — «Стандарт» от 1086 рублей в месяц, «Стандарт плюс» (в четыре раза больше откликов) от 3564 в месяц, «Премиум» (в пять раз больше откликов, ускоренное закрытие вакансии) от 11 167 в месяц, «Анонимная вакансия» (скроет название работодателя при поиске сотрудника на замену) от 3960 рублей.
· Superjob — «Базовый» от 3500 руб. в месяц, «Максимальный» — пакетное предложение за 54 000 руб. в месяц (безлимит вакансий, 1000 резюме), «Максимальный PRO» (безлимит турбовакансий, 2000 резюме) за 108 000 руб. в мес.
· Trud — у платформа своя схема монетизация. Trud.com позиционирует себя как бесплатный сервис по публикации вакансий и поиску сотрудников. Работодатель платит лишь за переход на его сайт. Стоимость перехода — 0,015$.
У HH.ru максимально гибкая тарифная политика и огромная база резюме. Среди конкурирующих сервисов они — явные лидеры.
Составление вакансии
Как составить объявление, чтобы привлечь внимание потенциального соискателя? Вот несколько правил:
1. Укажите название вакансии.
2. Кратко расскажите о своей компании и дайте ссылку на корпоративный сайт.
3. Укажите заработную плату. Это важный пункт. Для многих соискателей он является фильтром: объявления без указания цены не рассматриваются.
4. Кратко опишите перечень обязанностей.
5. Избегайте шаблонных фраз про «коммуникабельность, пунктуальность» и «дружный коллектив единомышленников».
6. Укажите, что соблюдаете Трудовой кодекс РФ.
Не забудьте указать перечень преимуществ для соискателя (удобное расположение офиса, соцпакет, корпоративный фитнес).
Не стоит прятаться за логотипом компании и использовать клишированные фразы. За брендом всегда стоят люди. Работодатели часто используют одни и те же формулы, например, «привлекательная заработная плата» или «возможности развития». Однако на практике это мало о чем говорит. Конкретизируйте требования и максимально прозрачно обозначьте перспективы заработка.
Собеседование
Как профессионально провести собеседование? Подготовьтесь ко встрече. Перед собеседованием рекрутер должен прочитать резюме кандидата, узнать его имя и самые важные факты из его профессиональной карьеры. Во время беседы кратко опишите, чем занимается компания, какие обязанности ждут соискателя в новой должности. Подготовьте список наиболее важных вопросов.
Чек-лист:
1. Пригласите кандидата на собеседование и подтвердите приглашение по электронной почте.
2. Внимательно прочитайте резюме перед встречей и подготовьте список индивидуальных вопросов.
3. Подготовьте план интервью.
4. Позаботьтесь о комфорте собеседника, создайте непринужденную обстановку.
5. Старайтесь не отклоняться от темы во время разговора. Записывайте важную информацию.
6. Честно говорите об условиях труда и зарплате.
7. Поблагодарите за уделенное время и свяжитесь с кандидатом, даже если собеседование было неудачным.
Создайте дружелюбную атмосферу. Поздоровайтесь с кандидатом, поблагодарите его за интерес к предложению. Кратко опишите компанию и должность. Также стоит упомянуть о наиболее важных обязанностях, с которыми придется столкнуться сотруднику.
Вопросы кандидату — ключевой момент разговора. Рекрутер должен в первую очередь задавать вопросы об опыте, компетентности и возможных сомнениях. Стоит попросить кандидата кратко описать свою карьеру, сведения о трудовой
деятельности работника и задавать открытые вопросы, не предполагающие односложного ответа. Хороший способ поговорить — попросить решить конкретную проблему. Внимательно выслушайте своего собеседника и запишите самую важную информацию.
Сколько времени занимает беседа с соискателем? Хорошо подготовленное собеседование при приеме на работу длится от 1 до 1,5 часов. За это время профессиональный рекрутер успевает получить ключевую информацию и познакомиться с кандидатом.
В конце собеседования рекрутер должен дать кандидату возможность задать свои вопросы. Отвечая на них, вы, с одной стороны, должны представить компанию в лучшем свете, с другой – честно рассказать о вызовах или трудностях, ожидающих нового сотрудника.
Сообщите соискателю о следующих этапах отбора (собеседование с главой службы управления персоналом, начальником отдела или руководителем организации). Обязательно проинформируйте кандидата об итогах собеседования, даже если оно было неудачным.
Мы выбираем — нас выбирают
Распространенное мнение: выбирает только работодатель. Это не так. Соискатель тоже делает свой выбор: при чтении вакансии, звонке HR, первом собеседовании и визите в офис. Потенциальный сотрудник вольно или невольно анализирует вербальные и невербальные сигналы, оценивает атмосферу в компании. Оснащение офиса формирует первое впечатление. Чистый, светлый кабинет или опен-спейс со свежим ремонтом и современной оргтехникой, лаунж-зона, питьевая вода в кулерах, кафетерий, кофемашина, вендинговый аппарат со снеками — абсолютный минимум, который управляет имиджем и репутацией компании.
Большую роль играет соцпакет: корпоративный фитнес, бассейн, ДМС. К категории «невидимых», но значимых факторов относятся вентиляция и кондиционирование. Именно они влияют на комфорт длительного пребывания в помещении. Вентиляция в офисе удаляет избытки углекислого газа, подает чистый свежий воздух. Кондиционер регулирует температуру и влажность. Если в самом современном, прогрессивном и технологичном офисе душно, на работоспособности и желании приходить на работу можно ставить крест. Более подробности о важности вентиляционных и климатических систем мы писали в этой статье.
Оснащение офиса
Рабочее место в современном офисе оснащается моноблоком или ноутбуком, системой IP-телефонии, удобным эргономичным стулом с анатомической спинкой и возможностью регулировки. Организована зона отдыха сотрудников, столовая, кофе-пойнты или кафетерий. Многие работодатели оснащают офис кофемашинами и кулерами с питьевой водой. На микроклимат напрямую влияют системы вентиляции и кондиционирования. От их согласованный работы зависит продуктивность и работоспособность сотрудников.
В офисах устанавливается механическая вентиляция с принудительной подачей свежего и удалением отработанного воздуха. На стадии проектирования подбирается мощность оборудования, рассчитывается кратность воздухообмена в зависимости от количества людей и оргтехники. Кондиционер регулирует температуру и влажность. В опен-спейсах часто ставят кассетные модели с равномерным четырехпоточным распределением воздушных масс. В классических офисах используют настенные и напольно-потолочные кондиционеры.
Заключение
Подбор персонала — трудоемкий, но очень важный процесс. Именно сотрудники являются главным ресурсом компании. Используйте актуальные методы найма и рекрутируйте лучших специалистов на рынке труда!