Почему дизельное топливо часто называют «соляркой»? Грамотно ли считать их одной и той же жидкостью? Разбираемся, чем «дизель» отличается от «солярки».
«Дизель» и «солярка»: разбираемся, в чем разница
Достаточно часто можно услышать, как дизельное топливо автолюбители называют между собой «соляркой». Но далеко не всем водителям автомобилей с дизельным двигателем по душе такое название. Давайте разберемся, насколько корректно именовать «дизель» «соляркой», и какая все-таки между ними разница?
Небольшой экскурс в историю
Забавно, но такой продукт, как «солярка», а, точнее, «соляра», действительно существует более ста пятидесяти лет. И, как и дизельное топливо, производится из нефти. Его название появилось от немецкого слова «Solarö», что дословно можно перевести, как «солнечное масло». Если кратко, то это более тяжелая фракция, которая образовывается при перегонке нефти. А «солнечной» ее прозвали еще в середине девятнадцатого века из-за цвета. Плотная жидкость имеет желтоватый оттенок.
В Советском Союзе наряду с дизельным топливом долгое время выпускалось «соляровое масло». Производилось оно по госту и в достаточно больших объемах. А все потому, что технологические процессы получения «солярового масла» куда проще и дешевле, чем массовое производство других видов топлива.
А вот применялась и даже сейчас применяется «солярка» достаточно широко. Эта вязкая жидкость с достаточно высокой температурой кипения и небольшим содержанием серы хорошо подходит для низкооборотистых и тихоходных дизельных двигателей. Поэтому она и сейчас используется в качестве топлива для многих видов сельскохозяйственной и строительной техники, морских и речных судов и даже тепловозов. С «соляркой» немного разобрались. А что же с «дизелем»?
Дизельное топливо своим названием обязано одному немецкому инженеру и изобретателю, жившему с 1858-й по 1913-й годы. Звали его Рудольф Кристиан Карл Дизель. Родился он в Париже, в семье переплетчика книг. В двенадцать лет родители отправили Рудольфа в Аусбург, где жили его дядя и тетя. Бездетная пара воспитывала племянника, как собственного ребенка. И он быстро привязался к новой семье. Во многом благодаря дяде профессору, который рассмотрел в ребенке большой потенциал, Рудольф стал выпускником Земского училища и Технической школы в Аусбурге, а затем Королевского Баварского Политехнического института в Мюнхене.
Позже Дизель заинтересовался созданием теплового двигателя и получил несколько важных патентов. Но первый действительно рабочий образец ему удастся создать лишь в 1897 году. Это был агрегат мощностью 20 лошадиных сил с КПД более 26%. То есть, творение Дизеля было гораздо производительнее судовых паровых турбин того времени и даже двигателей внутреннего сгорания Николауса Отто, которые на рубеже веков считались настоящим прорывом. Забавно, что изначально в качестве топлива Дизель намеревался использовать продукты растительного происхождения. По сути, это был внушительный шаг в сторону альтернативных источников энергии, к которому человечество стремительно движется в наши дни. Но позже изобретатель остановил свой выбор на продукте, получаемом из нефти.
Немного химии
Дизельное топливо – это жидкость, состоящая из парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов. Она производится из керосино-газойлевых фракций, которые, в свою очередь, добываются в результате прямой перегонки нефти. В отличие от «солярки», дизтопливо немного сложнее в производстве. Но зато оно имеет более низкую температуру кипения.
По химическому составу дизельное топливо более сложное вещество. И одним из его компонентов, наряду с парафиновыми, нефтяными и ароматическими углеводами как раз и являются соляровые фракции. То есть, та самая «солярка», более вязкая и тяжелая жидкость, которая тоже вырабатывается из нефти.
Так в чем все-таки разница?
Простыми словами, дизтопливо – это очищенный продукт с добавлением специальных присадок. А «солярка», то есть, «соляровое масло» – более вязкое горючее топливо с определенным содержанием серы и ее производных в составе. «Дизель» используется во многих двигателях внутреннего сгорания, в то время как «соляра» подходит лишь для не настолько прихотливых низкооборотистых ДВС.
Таким образом, мы имеем два вида топлива. Одно заливают в бак водители автомобилей с дизельным двигателем. А это может быть как скромный Ford Focus на 115 лошадей, так и элитный трехлитровый BMW 550MD. А второе используется для работы тепловозов, кораблей и строительной, военной и сельхозтехники. Так что разница довольно существенна, не так ли?
А как вы считаете, можно ли и дальше называть дизельное топливо «соляркой»? Или это пережиток прошлого, когда дизельные двигатели чаще устанавливались на трактора, чем на автомобили? Обязательно напишите об этом в комментариях!
#топливо #солярка #автомобили #российский автопром #советский автопром #автоиндустрия #дизель #история