Найти тему
КОРАБЕЛ.РУ

"Даже старожилы не припомнят в ноябре лед толщиной в 20-30 см" - почему моряки не верят в глобальное потепление

Первый месяц зимы, по словам главы Росморречфлота, оказался очень тяжелым. Флот агентства был активно задействован при завершении снабжения Чукотского автономного округа, Анадыря, Провидения, Беринговского и Певека. Зимняя навигация, минимум, на две недели началась раньше обычного, и ситуация очень активно развивалась. Ледокол Росморпорта "Новороссийск" уже успел помочь судам и в Анадыре, и, прежде всего, Певеке.

"Мы меряем время очень маленькими периодами: прошло три теплых зимы, всё, значит, наступило потепление, - поясняет руководитель Росморречфлота. - Ученые же говорят, что три зимы – это ничто. Уже прошлая зима была тяжелая. В прессе не сильно муссировалась эта тема, но пролив Вилькицкого, соединяющий Карское море с морем Лаптевых, растаял только в июле. А как начиналась нынешняя навигация? Даже старожилы не припомнят, чтобы в Анадыре в ноябре лед был уже толщиной в двадцать-тридцать сантиметров".

Ледокол "Новороссийск" / ФГУП "Росморпорт"
Ледокол "Новороссийск" / ФГУП "Росморпорт"

По словам руководителя, такие зимы будут повторяться, даже несмотря на глобальное потепление. И соответствующие суда, как грузовые, так и ледокольный флот, безусловно, потребуется еще не раз. И то, что "Росморпорт" перебазировал  на Дальний Восток два 16-мегаваттных ледокола – "Новороссийск" и "Москву", свидетельствует о том, что они там не останутся без дела.

МФАСС “Берингов пролив” успешно выполняет аварийно-спасательные работы в ледовых условиях / Фото: Росморречфлот
МФАСС “Берингов пролив” успешно выполняет аварийно-спасательные работы в ледовых условиях / Фото: Росморречфлот

"Эта зима задаст жару всем!" - еще в ноябре предсказывал капитан атомного ледокола "Арктика".

Еще осенью началось активное ледообразование. Лето оказалось очень коротким, еще рассчитывали и из Мурманска и Архангельска по трассам СМП грузы в Певек завезти, и с Тихого океана сработать, по источникам. "Восточникам проще, они на коротком плече с Берингова пролива в Певек нырнули вдоль берега, там обычно еще бывают проходы, и обратно убежали, - рассказывал свои впечатления капитан. - А из Баренцева моря в Певек. Туда идешь, процесс ледообразования уже начался, а плечо 2000 миль. Пока в очередь встанешь на выгрузку, сама выгрузка, потом обратно… Штабу морских операций нужно будет четко всё спланировать к текущей зиме. Эта зима задаст жару всем, мне кажется.

Если только не повезет, когда задуют устойчивые сильные южные ветра, которые поднимут ледяные массивы наверх и выдуют лед их проливов. Ноябрь определяет, какой будет обстановка зимой. Началось льдообразование, реки скоро замерзнут. И если сильные ветра не помешают, не вынесут все или не сморозят, будет ровный лед. Зимой можно будет хорошо работать. Если же в ноябре будут ветра задувать, не давать льду нормально в реках формироваться, это осложнит ситуацию. По припаю большие плечи: от входа Морского канала в Обскую губу до мыса Каменный миль 250, по Ензаливу 300. К декабрю будет понятно, какая работа предстоит зимой на речных участках".

И действительно, этой зимой и морякам, и речникам пришлось потрудиться. В Арктике зима наступила на две-три недели раньше, чем в прошлом и позапрошлом году. Проливы Лонга и Бориса Вилькицкого уже в ноябре-декабре были покрыты льдом, рассказывают моряки. Поэтому те, кто говорит о глобальном потеплении, может немного успокоиться.