Найти тему

Об участии строителей в подготовке к Крымской конференции

Автор - В. А. Попелянский, кандидат технических наук, Заслуженный строитель АР Крым

Колоссальный ущерб, причиненный Ялте войной, специальная комиссия оценила в 416 млн. руб. Был разрушен жилой фонд, многие санатории, существенно были повреждены инфраструктурные объекты. Все это необходимо было восстанавливать.

Разрушенная войной Ялта
Разрушенная войной Ялта

Решение возродить былую славу курортной столицы было принято не только руководством города, но и на правительственном уровне. Ялта была включена в число 21 города Союза, где проекты застройки площадей и магистралей, важнейших архитектурных сооружений и монументов рассматривались и утверждались Комитетом по делам архитектуры при Совнаркоме СССР. В городе было организовано управление главного архитектора.

Сразу после освобождения Ялты в кротчайший срок были восстановлены промышленные предприятия – хлебокомбинат, мясокомбинат, винзавод, завод безалкогольных напитков, типография, электростанция. Мощность хлебокомбината была доведена до довоенной нормы – 30 тонн хлеба в сутки и 5 тонн кондитерских изделий в месяц. Рыбколхоз «Пролетарский луч» с первых дней освобождения стал снабжать рыбой части Красной Армии и фронтовые госпитали.

В работах по восстановлению Ялты принимали участия все предприятия города и ее жители
В работах по восстановлению Ялты принимали участия все предприятия города и ее жители

Когда главы трех государств согласовали место проведения конференции, времени на подготовку было крайне мало. Созданная в апреле 1944 года Особая строительно-монтажная часть, названная «Севастопольстрой», которую возглавил действительный член Академии строительства и архитектуры Н. В. Бехтин, ранее занимавший должность заместителя Народного Комиссара по строительству, восстанавливала Севастополь и базы Черноморского флота. А также строила важные объекты в Керчи, Симферополе, Саках и Ялте. На 1 января 1945 года Особая строительно-монтажная часть состояла из 5036 вольнонаемных и 5348 военнопленных.

В ноябре «Севастопольстрой» получил ответственное правительственное задание. В исключительно сжатые сроки восстановить поврежденные и разграбленные фашистами Ливадийский, Воронцовский и Юсуповский дворцы. На Южный берег были отправлены самые высококвалифицированные специалисты: опытные реставраторы и рабочие из гражданских и военных строительных организаций. Было доставлено свыше 1500 вагонов оборудования, строительных материалов и мебели.

В Ливадии, Кореизе и Алупке были оборудованы бомбоубежища.

Советская делегация располагалась в Юсуповском дворце. Для членов делегации было подготовлено 53 комнаты, в полуподвальном помещении главного корпуса был организован узел связи, обеспечивающий связь с Москвой и фронтами.

Юсуповский дворец. Фото начала XX  века
Юсуповский дворец. Фото начала XX века

Английская делегация базировалась в Алупке. У. Черчилль занимал три комнаты в Воронцовском дворце – Парадный кабинет, Ситцевую комнату и Китайский кабинет. Остальные члены делегации были размещены в двух домах отдыха.

Воронцовский дворей в дни Ялтинской конференции. Февраль 1945 года
Воронцовский дворей в дни Ялтинской конференции. Февраль 1945 года

Вернувшись в Англию, Черчилль прислал Сталину телеграмму: «От имени Правительства Его Величества выражаю Вам горячую благодарность за гостеприимство и дружеский прием, оказанный британской делегации на Крымской конференции. На нас произвело глубокое впечатление большое искусство организации и импровизации, благодаря которым конференция протекала в такой приятной и располагающей обстановке…»

В Ливадии разместилась самая многочисленная делегация – американская. Здесь же, в Ливадийском дворце, проходили основные переговоры лидеров СССР, США и Великобритании.

Ливадийский дворец во время проведения Ялтинской конференции. Источник - https://pastvu.com
Ливадийский дворец во время проведения Ялтинской конференции. Источник - https://pastvu.com

За короткий срок (менее 2-х месяцев) строители провели восстановительные работы в Большом дворце, Свитском корпусе, дворце Фредерикса и других постройках. Свидетели этих событий вспоминали, что Рузвельт был восхищен обстановкой и созданными условиями. Причиной того, что американцы поселились именно в Ливадии, было физическое состояние американского лидера, который передвигался на инвалидной коляске. Личные апартаменты Рузвельта располагались на первом этаже, и он сам мог свободно перемещаться, не испытывая неудобств.

У. Черчилль, Ф. Рузвельт, И. Сталин. Ливадия. Февраль 1945 года
У. Черчилль, Ф. Рузвельт, И. Сталин. Ливадия. Февраль 1945 года

Ливадия с ее живописным парком понравилось американскому президенту. Но вместе с тем он был поражен разрушением Крыма. Выступая после конференции перед конгрессом США, он заявил: "Во время моего пребывания в Ялте я видел примеры безжалостного и бессмысленного яростного разрушения, которое производит германский милитаризм. Не были пощажены даже самые скромные дома».

В подготовке Ливадийского дворца к конференции участвовал и известный в Ялте строитель – Израиль Аронович Эльстер. Его сын Геннадий поведал мне о том, что его отцу было поручено возглавить отряд столяров-краснодеревщиков для выполнения особо важного задания по подготовке помещений к конференции. Тогда и был изготовлен исторический круглый стол, вокруг которого заседали главы правительств и решалась дальнейшая судьба Европы. Кроме того для Рузвельта изготовили специальную кровать.

Ялтинская конференция. Переговоры за круглым столом
Ялтинская конференция. Переговоры за круглым столом

Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий по восстановлению дворцов большая группа его участников была награждена боевыми орденами: управляющий трестом Н. В. Бехтин, главный инженер Ф. П. Виноградов; инженерные работники и передовые рабочие. Среди награжденных был и И. А. Эльстер.

В дальнейшем его трудовая деятельность была связана с Ялтой. По предложению Израиля Ароновича было определено в пос. Гаспра место каменного карьера и построен завод железобетонных изделий с цехом металлоконструкций, сыгравший важную роль в строительстве объектов на территории Большой Ялты. Он стал первым директором завода и проработал 12 лет, затем возглавил СУ – 31 треста «Ялтаспейстрой», выполнявшего отделочные работы. После ухода на заслуженный отдых возглавил службу технического надзора строительства объектов пансионата «Донбасс».

Глядя на события прошлых лет, сегодня без преувеличения можно констатировать, что и в масштабах Крыма миссия восстановления разрушенных городов и объектов народно-хозяйственного значения в послевоенные годы строителями достойно, с чувством исполненного долга, была выполнена.