Найти в Дзене
Легенды Рока

Легенды Барокко-попа

Procol Harum. Фото из открытых источников интернета
Procol Harum. Фото из открытых источников интернета

Немного истории…

Baroque pop (или Baroque rock) – поджанр поп-рока, возник в середине 1960-х годов в Великобритании и США, и был вдохновлён классической музыкой эпохи позднего барокко (в основном Иоганна-Себастьяна Баха и Антонио Вивальди).

По сути, барокко-поп представлял собой поп-рок, стилизованный под классическую оркестровую музыку, с гармониями и музыкальными формами барокко, а также использованием различных «ретро-барочных» инструментов (клавесин, орган, скрипка, виолончель, флейта, гобой, валторна и др).

Считается, что одним из первых прототипов барокко-попа является композиция британской группы The Zombies - «She's Not There» 1964 года, которая была записана в гармоничном стиле, правда без использования классических музыкальных инструментов.

The Zombies - She's Not There 1964

А пионерами жанра, экспериментировавшими с идеями барокко-попа в своём творчестве, стали британские группы The Beatles и The Rolling Stones, записавшие первые композиции в этом красивом мелодичном стиле в 1965 году. В то время, для записи аранжировок в стиле барокко, продюсеры групп часто приглашали профессиональных классических музыкантов и симфонические оркестры.

Пик популярности барокко-попа пришёлся на 1967 год, во время «бума» психоделик-рока, когда вышел суперхит группы Procol Harum – «A Whiter Shade Of Pale», проникнутый духом экспериментов 60-х, и ставший эталоном барокко-попа шестидесятых.

Итак, предлагаю своим читателям обзор (с видеоклипами) самых значимых (на мой взгляд) легендарных исполнителей барокко-попа 60-х годов:

1. The Beatles – британская бит-группа, главная участница «британского вторжения», выпустившая свой первый альбом в 1963, с середины 60-х активно экспериментировала с Baroque pop, сочетая рок с элементами классической музыки, клавесинами, струнными аранжировками и сложными гармониями, создав лучшие образцы для последователей этого жанра. Особую роль в создании аранжировок композиций принадлежит их продюсеру и звукоинженеру Джорджу Мартину, который сам играл на клавишных и струнных инструментах и (при необходимости) приглашал для записи небольшие симфонические оркестры.

The Beatles - In My Life 1965

The Beatles - Eleanor Rigby 1966

The Beatles - For No One 1966

The Beatles – Because 1969

2. The Rolling Stones - британская группа, участница «британского вторжения», выпустившая свой первый альбом в 1964 году, исполняла белый ритм-энд-блюз и рок-н-ролл, а с середины 60-х психоделику и барокко-поп, конкурируя по популярности с группой The Beatles. Для исполнения классических аранжировок на клавесине был приглашён сессионный музыкант Jack Nitzsche.

The Rolling Stones - Play with Fire 1965

The Rolling Stones - Lady Jane 1966

The Rolling Stones - Ruby Tuesday 1967

3. The Beach Boys - американская группа, выпустившая свой первый альбом в 1962 году на волне популярности сёрф-рока, также известна своими гармоническими инновациями и является одной из пионеров барокко-попа со своим альбомом "Pet Sounds" 1966 года, используя сессионных музыкантов для аранжировки своих песен.

The Beach Boys - God Only Knows 1966

The Beach Boys - You Still Believe In Me 1966

4. The Left Banke - американская группа, вдохновлённая творчеством группы Zombies, выпустила свой главный хит «Walk Away Renée» в 1966 году, став одним из пионером нового стиля барокко-поп.

The Left Banke - Walk Away Renée 1966

Left Banke - Pretty Ballerina 1967

5. The Lovin' Spoonful - американская группа, выпустившая свой первый альбом в 1965 году, экспериментировала и с барокко-попом.

The Lovin Spoonful - She Is Still A Mystery 1967

6. The Kinks - британская группа, в середине 1960-х также экспериментировала с Baroque pop с клавесинами и струнными аранжировками.

The Kinks - Two Sisters (1967)

7. Nirvana - британская группа, известна своими ранними альбомами 1967-1968 годов в стиле Baroque pop с клавесинами и струнными аранжировками.

Nirvana - All of Us (1968)

8. Bee Gees - британско-австралийская группа, выпустила свой первый британский альбом в 1967, исполняя психоделический поп-рок, соул и барокко-поп.

Bee Gees - Holiday (1967)

Bee Gees - Lonely Days 1970

9. Procol Harum - британская группа, одна из основателей психоделического симфо-рока (прото-прогрессив-рока), знаменита прежде всего своим красивейшим хитом в стиле "баховского" барокко-попа - «A Whiter Shade Of Pale» 1967 года, который стал мировым шедевром на все времена. В составе группы (в то время) выделялись: клавишник и вокалист Гари Брукер и классически обученный органист Хаммонда Мэтью Фишер.

Procol Harum - A Whiter Shade of Pale 1967

Procol Harum - Homburg (1968)

10. The Moody Blues – британская группа, участница «британского вторжения», с 1967 года играла меланхоличный психоделический симфо-рок и барокко-поп, который относят к «прото-прогрессиву», активно использовала меллотрон, флейту и симфонический оркестр.

Nights in White Satin - The Moody Blues 1967

11. Aphrodite's Child - греческая группа, образованная в 1967 году Вангелисом Папатанассиу (орган, флейты) и Демисом Руссосом (вокал, бас-гитара), исполняла психоделический поп-рок и барокко-поп, относящийся к прото-прогрессив-року.

Aphrodite's Child - Rain And Tears 1968

Aphrodite's Child - It's Five O Clock 1968

12. Donovan - британский музыкант, автор и исполнитель песен, исполнитель фолк-психоделики, выпускал песни и в стиле барокко-попа.

Donovan - Sunshine Superman 1966

Donovan Lalena 1968

13. Deep Purple (Mk I) - первый состав легендарной британской группы, с начала своего творчества в 1968 году играл психоделический симфо и барокко-рок, который являлся прото-прогрессивом. В 1969 году группа выпустила успешный альбом с кавером фолк-песни Донована "Laleña" и композицией "April", исполненных в стиле классического кроссовера, с элементами барокко. В состав группы (в то время) входили: вокалист Род Эванс, соло-гитарист Ричи Блэкмор, бас-гитарист Ник Симпер, ударные Иэн Пэйс и органист Хаммонда с классическим музыкальным образованием Джон Лорд.

Deep Purple - Anthem (1968)

Deep Purple - Lalena (кавер Donovan) 1969

Deep Purple - April 1969

Одновременно с барокко-попом, в во второй половине 60-х были популярны жанры: поп-рок, пауэр-поп, арт-поп и психоделик-рок. А в начале 1970-х, на их базе активно развивался арт-прогрессив-рок, где такие исполнители, как: Jethro Tull, Gentle Giant, Rick Wakeman также играли музыку в стиле барокко.

Каталог (гид) статей канала Легенды Рока, в котором есть ссылки для быстрого поиска представлен здесь.

На этом я с вами не прощаюсь, берегите себя, продолжение следует…

Свои замечания и предложения по данной статье, оставляйте в своих комментарии, по возможности буду дополнять материал. Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. До новых встреч, с вами был Zabbelin.

Желающие, также могут поддержать мой канал здесь.

Также читайте статьи на эту тему