Обращать внимание на советские мозаики я стала совсем недавно. И они прекрасны! Первое, что мне захотелось узнать, так это об истории мозаики именно в СССР.
После смерти И. В. Сталина 5 марта 1953 года отношение советского руководства к архитектуре и гражданскому строительству резко поменялось. 4 ноября 1955 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
«Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений», — говорится в тексте.
Так что конкретно следует принимать за архитектурные излишества. Вот несколько формулировок: надстройки, башни, колонны, декоративные колоннады, портики, сложные карнизы, аркады, позолота и роспись потолков, декоративные позолоченные решетки, архаичное оформление фасадов, тяжёлая рустовка пилястрами, сложные эркеры, лоджии, искусственный мрамор, бронза, лепные украшения. облицовка полированным гранитом, гранитные шары, дорогая металлическая ограда и пр.
Советская мозаика появилась после борьбы с излишествами. Тогда средства, сэкономленные на строительстве, пускали на развитие страны. Но чтобы как-то отличать серые хрущевки, было принято решение украшать их мозаиками. Такие украшения также несли пропагандистские и культурные ценности. Они отражали достижения СССР или пересказывали сюжеты сказок. То есть развивали людей культурно, интеллектуально и духовно. Кроме того, они хранят «русский авангард».
Начало мозаичного искусства в России связано с эпохой Киевской Руси и принятием христианства от Византии. Мозаиками по византийскому образцу были украшены храм Св. Софии в Киеве. В дальнейшем фрески постепенно вытесняли мозаики и мозаичное искусство было надолго забыто.
Следующий период расцвета мозаики связан с именем великого русского ученого - М.В.Ломоносова. Именно он в 18 веке практически заново открывает в России искусство мозаики. В Ломоносовской мастерской создают целый ряд портретов видных деятелей, исторических персонажей, которые поражают своим мастерством. Вершиной творчества Ломоносовской мастерской стала «Полтавская баталия», После смерти М.В.Ломоносова, мастерская еще недолго выполняла заказы и прекратила свое существование. «Полтавская баталия» девять раз меняла местонахождение, и только в 1925 г. (к двухсотлетию Академии наук) её установили на верхней площадке главной лестницы здания Академии наук на Васильевском острове.
В 1848 году возникла идея перевода живописных изображений крупнейшего в России Исаакиевского собора в мозаики «ввиду их долговечности и ценности». Причём требовалась, согласно эстетике времени, максимальная приближенность к живописным оригиналам. Но собственного мозаичного производства не существовало.
В 1890 году была создана частная мозаичная мастерская А.А.Фролова, сыгравшая большую роль в развитии мозаики. Впервые мозаичными панно , выполненными в мастерской, украсили фасады зданий гражданской архитектуры. В мастерской Фроловых были выполнены мозаики для храма «Спас на Крови» в Санкт-Петербурге.
На данный момент одна из главных проблем сохранения мозаик заключается в том, что согласно закону, мозаики не так просто внести в список объектов культурного наследия. Нельзя внести в список охраны только мозаику, то есть кусок стены. Придется объявлять объектом все здание. А значит, на жильцов и владельцев нежилых помещений будет накладываться много обязательства, от которых не удастся уйти.
Большое спасибо за внимание!
Также можете прочитать мою недавнюю статью о сохранившихся мозаиках в Детском лагере "Юбилейный" в Капустино.
Буду благодарна отметкам "Нравится".
Подписывайтесь на мой канал ---> Дневник Велозависимой
До новых встреч!
.