Найти тему

Курсы вождения автомобиля. Инструкция по применению с автоэкспертом Авторадио Дмитрием Поповым

Хочу сдать на права. С чего начать, что делать? На эти вопросы отвечает автоэксперт Дмитрий Попов.

Первый этап в этой истории - это сомнения. Нужен ли вообще какой-либо талант к этой способности?

На самом деле, сомнения, вообще говоря, правильные. Чем дольше я занимаюсь этим делом, а занимаюсь я этим делом с 2003 года, тем больше я прихожу к выводу, что существует какое-то небольшое, по моему мнению, количество людей, которым нужно было бы поискать себя в каких-то других отраслях. Нужен какой-то определенный психологический подход к этому процессу. Должен быть определенный темперамент, не зря же у нас в автошколах начали преподавать психологию. В том числе, для того, чтобы показать, какому темпераменту как надо откликаться на какие-то дорожные ситуации. И, может быть, сомневаться надо. Расскажем, забегая вперед, что, если у вас сильные сомнения, выберите автошколу, которая допускает пробное занятие. Таких автошкол не очень много, они в совершенно безопасных условиях дадут вам возможность присесть за руль под контролем грамотного специалиста, который нежным голосом расскажет про то, что и как надо сделать, даст вам возможность почувствовать себя водителем в безопасной ситуации. Я считаю, что этим людям, я про инструкторов по вождению, железу, которая адреналин выделяет, удалили при рождении. Когда мне было 9 лет, появилась возможность покататься, и я за рулем Нивы по двору в Купчино ехал, и мне показалось, я хочу это, мне нравится! Была эйфория, не было страха, что я сейчас все разобью. Вот если появляется желание – значит, вам дорога в автошколу.

Мне кажется, у детей вообще отсутствует страх.

В последнее время много посмотрел ребят подросткового возраста. Есть люди, которые говорят «нет, не хочу». Даже та, у которой мама инструктор, села за руль на закрытом автодроме в Сертолово и говорит «нет, нет, это не мое». Два часа покаталась. Может быть, присутствие мамы на нее как-то влияет, но говорит «не мое». На самом деле, чем моложе, тем уровень лабильности выше, то есть восприимчивость к новой информации. И музыка, и спорт, и управление автомобилем: чем раньше начал, тем лучше результат.

А если есть какие-то проблемы с запоминанием? Можно ли сконцентрироваться на определенных правилах и остальное отмести?

Не требует процесс управления транспортным средством таких знаний, как у меня. Когда я в любой момент называю вам номер статьи или абзац. Важно сформировать правильное поведение на дороге с учетом интуитивного понимания организации правил дорожного движения. Большая часть моих учеников, которых уже несколько тысяч, наверное, через теорию прошло. Они иногда названивают, спрашивают: «А вот я вот здесь засомневался». Я говорю «хорошо, что засомневался, мы это на занятии разбирали». Он не помнит конкретный пункт, он не помнит конкретное положение в правилах, конкретное требование. Но у него появились сомнения. Это значит, что у него привито интуитивное понимание, как действовать на дороге. Вот этого достаточно. Заучивание наизусть – история хорошая, но ведущая в никуда.

С чего вообще начинать? Искать курсы в своем районе?

Это самое худшее, что может быть. Рейтинг антисоветов по выбору автошколы. Выбирайте ближайшую к дому, самую дешевую автошколу с самым коротким сроком обучения, которая себе на сайте пишет «у нас все сдают с первого раза». Если вы хотите, чтобы вам привили страх присутствия на дороге, чтобы вас не научили умению ездить за рулем и правилам дорожного движения, вам туда. На что не надо ориентироваться: близость автошколы. У нас почти 200 автошкол в городе. Из них автошкол, которые работают хорошо, по моему экспертному мнению, в городе не больше пяти. Поэтому если вы хотите научиться грамотно, толково, хорошо, то в этом случае вам нужно выбирать автошколу совсем не по признаку близости к дому, это раз. Совсем не по признаку цены, потому что, к сожалению, на рынке имеет место не законная, не обоснованная конкурентная борьба, которая строится на основе не скоординированного демпинга цены до значений, не приемлемых с точки зрения организации процесса. К сожалению, федеральной монопольной службе сейчас не до них, они увлечены ценами на продукты питания и бензин. Правда, бензином, судя по цене, мало увлечены, бензин продолжает расти. Тем не менее, цена – это плохой ориентир. Худшее, что может быть, бесплатный сыр, в данном случае дешевый сыр – он в мышеловке. Чуть позже расскажем, почему. В конечном счете, ваши вложения окажутся гораздо больше. Отзывы, кстати, тоже не очень хорошая история: я много раз сталкивался с ситуацией, когда рассказывают: «Да вы что, хороший преподаватель, он там на меня не кричал, все мне рассказали». Как вы можете давать отзыв о том, чего вы не знаете?! Это все равно, что прийти на постановку балета, не будучи профессиональным хореографом или балетмейстером и давать оценки, хорошо или нет. «Вам понравится» - это да, а вот соответствует ли тому, что прописал Петипа в своей хореографии, это уже вопрос к специалистам. Поэтому правильнее всего обратиться к специалистам. Мне более всего нравится история с пробными занятиями. Дайте посидеть на занятиях по теории, по вождению, дайте почувствовать вообще, что есть занятия, есть учебный процесс или мы просто читаем книжку громко вслух и ездим по городу под руководством старшего наставника.

Ну и вообще отзывы обычно пишут только те, кому что-то не понравилось.

Ну да, стереотип написания положительных отзывов у нас в народе, к сожалению, отсутствует.

Водитель-таксист спрашивает: часто подвожу на шоссе Революции водителей, которые платят за экзамен. Когда это закончится? Страшно ездить по дорогам.

Целиком и полностью поддерживаю водителя такси. Мне тоже страшно ездить по дорогам, в том числе и потому, что там присутствуют водители такси. Потому что, к сожалению, может это и законопослушный водитель, но, к сожалению, в моем сознании большая часть водителей такси – очень грубо, много и часто нарушает правила дорожного движения. Знак 3.27 «остановка запрещена», водитель такси почему-то решил, что на аварийке на этом месте можно стоять. Нет, нельзя, дорогой товарищ водитель. Исключением являются только маршрутные транспортные средства, а включение аварийки – это сигнал инспектирующим службам «ребята, я – человек, у которого есть лишние 3 тысячи рублей, я здесь, уже подъехал! Вот он я, на аварийке стою». Правила предполагают совокупный порядок действий. Но вопрос, сам по себе, по сути, правильный. Значит, если вы ориентируетесь на цену, то вы должны быть готовы к тому, что автошкола не выполнит свои обязательства, предусмотренные программой подготовки водителей. Есть четко описанные в приказе министерства образования требования, что должна сделать с вами автошкола. И эти требования согласованы еще двумя министерствами, из которых одно министерство, между прочим, МВД. И там с вами должны прозаниматься 134 часа теории. Вы должны понимать, что занятие проходит по 4 академических часа 2 раза в неделю – срок обучения 4 месяца 5 дней. Если вам говорят «да, мы все выполняем» и срок 2 месяца, это значит, что вас обманут, недодадут, недоскажут. 56 часов занятий по вождению на механике. На автомате - 54. В какой автошколе столько катают?

Хочу пойти учиться на автомат, все вокруг говорят, что лучше выбрать механику. Есть ли в этом смысл, если я уверен, что не буду ездить на механике? Как определиться?

По поводу автомата у меня сразу вопрос: вы хотите потом ездить на автомате, на вариаторе или на роботе? И тут вы потерялись с ответом. А между прочим, и в первом, и во втором, и в третьем случае присутствует эффект чужого влияния на вашу стратегию управления транспортным средством. Я считаю, что нужно начинать учиться на механике. Я прекрасно понимаю: механика экономичнее, она неприхотливее, бог знает, как сложится жизнь. Кроме этого, когда вы учитесь на механике, вы понимаете, какие идеологически инженерные решения заложены в выбор крутящего момента другими людьми за вас в автомате. С механики на автомат пересяду, поеду, и будет мне плохо. Левую ногу спрячу под сидение, а то она у меня все время норовит давить на тормоз. Прямо прячу, запихиваю под сидение левую ногу, чтобы избавиться от нее. А с автомата на механику вы не пересядете. Кроме того, там другие принципы приведения к движению. Здесь у нас сцепление, механизм выключения сцепления как корзина, здесь у нас гидротрансформатор. Я стою за механику. Это больше возможностей для жизненного маневра. Ограничивать себя в возможностях, мне кажется, не стоит. Учиться на автомате проще, потому что нет этого творческого момента: плавно отпускаю деталь сцепления, задерживаю ногу, нахожу момент соприкосновения дисков. Еще раз говорю, если автошкола демпингует цену, вы должны быть готовы к тому, что она не выполнит свои обязательства, не научит вас ездить, а потом будет всячески уговаривать: «Знаете, тут такая ситуация в стране… Сам не сдашь. Не хотели бы вы?..». В самой большой степени в этой нехорошей ситуации в стране заинтересованы сами автошколы. Они сначала скинули цену в борьбе за клиента, поставили 17-18, а на днях видел 9 тысяч. Вы верите, что вас за 9 тысяч научат ездить на автомобиле и всем премудростям ПДД? В этом случае вы должны быть готовы к тому, что потом вам будут предлагать эти самые платежи. И в сумме у вас получится ровно то, что вы заплатите, если пойдете учиться туда, где добросовестная цена, добросовестный срок и нормальное обучение специалистами.

То есть сдать самостоятельно реально, не доплачивая за экзамен?

Да. Есть достаточно большое количество автошкол, которые я показывал на пальцах одной руки, там все прозрачно и очень даже доступно. Если не с первого раза, то со второго наверняка. Я с одной из автошкол работал очень длительное время, и там все нормально происходит. Вопрос в том, какие цели вы ставите. Если получить ВУ – то, пожалуйста, добро пожаловать в дешевую, там вам все продадут. Вы забываете о том, что вам потом, на финише, станет дороже. Потому что в конце, когда у вас ВУ в руках, вы же ВУ купили, а навык ездить не купили. И дальше вам приходится по совсем другой цене. Вы не задавались вопросом, почему на сайте инструкторов инструктор стоит от 600 рублей за час, тысяча, полторы за час. И вам приходится нанимать этого несчастного человека, который с видом доктора сталкивается с предыдущим мнением, вскидывает руки к небу и говорит: «Кто вас учил? Где эта автошкола? Давайте их взорвем!»

Если у меня плохое зрение, это будет как-то указано в правах и проверяться сотрудниками ГАИ при проверке документов?

Да. Это будет указано в правах. Есть в водительском удостоверении особая отметка, которая говорит о том, что требуются очки или линзы при управлении. И, соответственно, вам на медкомиссии укажут, что вам требуются очки, линзы. Есть те, кто говорит «а линзу не видно». Должен заметить, что инспектора, которые работают на шоссе, на приеме экзамена вам скажут, что линзу при взгляде на глазное яблоко сбоку очень неплохо видно. Она-таки имеет определенный объем.

Можно ли как-то экстерном сдать параллельно и теорию, и практику?

Уже много лет подряд никакого экстерната не предусмотрено. Все обучение предусмотрено только на условиях образовательной организации, которая проходила лицензирование, предъявляла учебно-материальную базу и так далее. Сейчас появилась новая тенденция. Коронавирус нас подтолкнул к тому, что я вынужден был изменить своим классическим вузовским принципам. Я не очень люблю все, что называется «онлайн», потому что я отсмотрел какое-то количество онлайна по стране, и мне все это очень круто не понравилось. В лучшей ситуации живой человек читает с монитора громко вслух правила дорожного движения. Но жизнь выкрутила руки, коронавирус выкрутил руки, пришлось попробовать эти технологии. Теперь я каждый понедельник и среду встаю, в кабинете у меня растянут хромакей, висит доска, стоит несколько смартфонов, это все очень такие сложные технологии, ноутбуков. И я вынужден в пустоту говорить: «Коллеги, приветствую вас, начинаем наше занятие по основам законодательства в сфере безопасности дорожного движения». Вот такой онлайн – живой. Я вижу людей, которые меня слушают. Я вижу, как минимум, их комментарии. Я все время их прошу «маякните плюсиком, кто понял, что я сейчас сказал» или задаю вопросы коллеге, которая обеспечивает техническую поддержку с московской образовательной платформы, на которой я работаю. Мы выкладываем готовые вопросы для того, чтобы в ходе занятий тестировать. И у меня все время идет интерактивное общение. В последнее время люди поняли, что можно писать вопросы. То есть, у нас идет живое, достаточно интерактивное общение. Мои коллеги по дирекции иногда заходят и говорят: «Дима, у тебя все нормально? Ты в 7 вечера начинаешь громко в пустоту декламировать правила дорожного движения». Но вот этот онлайн, он приветствуется, он позволяет сэкономить время. Он является настоящим онлайном, возможностью не гоняться куда-то далеко в автошколу. Прогрессивные автошколы все сейчас имеют именно такой формат. Я против онлайна, когда вам присылают презентацию. Я против онлайна, когда вам говорят «решайте билеты, что не ясно – мы вам напишем ответ». Правила дорожного движения гораздо круче, сложнее, чем то, что сделано в билетах. Более того, напомню вам, что я 2 года назад осуществлял экспертизу билетов. 156 вопросов в экзаменационных билетах, по моему мнению, в той или иной степени не отвечают требованиям нормативных документов. За примерами далеко ходить не надо – 30 билет, 6 вопрос знает вся страна. Там правильный ответ не соответствует требованиям правил дорожного движения. Важно когда преподаватель не решает билеты, а когда он их разбирает, разжевывает, поясняет, что и как со знаками, почему действует на сторону дороги. Такой онлайн может быть, и он молодежи может поспособствовать более экономичному отношению со временем.

Есть еще такая проблема: учимся мы на одной марке машины, а сдаем на другой.

Эта проблема неожиданно всплыла в Санкт-Петербурге в конце прошлого года. Неожиданно выяснилось, что с конца декабря прошлого года все автошколы города сдают не на тех машинах, на которых они учились, а на автомобилях ГИБДД. Хороший, надежный отечественный автомобиль с механической коробкой. Автоматы по прежнему автошкола подставляет, но я думаю, время пройдет, и ГИБДД купит автоматические коробки. Сдаем экзамен теперь не на том, на чем учились, а на автомобиле ГИБДД. И вот здесь начинаются крики: «Слушайте, это неудобно!». У нас были ученики, когда я был завучем в автошколе, которые говорили: «Знаете, мне надо учиться на Гетце». Я говорю: «Отлично, а почему на Гетце?», «А вот, мне муж обещал купить Гетц.» Я говорю: «Замечательно. Значит, вот вам бумажка, пишите расписку, когда муж вместо Гетца через несколько лет купит вам Мерседес, вы придете к нам переучиваться с Гетца на Мерседес». Учить надо человека ездить не на конкретной марке, а ездить на типе, на конструкции автомобиля. У меня, похвастаюсь, есть живой пример: дочь, которая сдала 2 недели назад экзамен. Она спокойно едет практически на всем, что имеет сцепление, тормоз и газ. И тут мы ее даже в старые, классические тридцатилетние жигули запихали. Тонкий руль еще! Не моргнув глазом нашла сцепление, через одну секунду нашла момент, когда сцепление подхватывает, после этого все поняла, и через минуту она едет. Если вам дали 56 часов, то для того, чтобы пересесть с одного автомобиля на другой, вам потребуется одна-две минуты. Есть упреки в адрес ГИБДД: «А мы на этом не учились». Друзья мои, как только вы заканчиваете обучение в автошколе и пользуетесь услугами каршеринга, вы почему-то сразу забываете, что вы не учились на том, что вам поставляет каршеринг. Сейчас есть несколько каршеринговых сервисов, которые позволяют садиться нулевикам.

Что делать, если я знаю, что после окончания автошколы не смогу сразу приобрести себе автомобиль и сесть за руль, не потеряется ли навык вождения за какое-то время, пока права будут пылиться на полке?

А не пылите права на полке. Пользуйтесь каршерингом от случая к случаю, принимайте участие в передвижениях на машинах ваших друзей, если вы уверены, что у вас нормальный навык и вы не купили права, как нас упрекнул в начале нашего эфира таксист. И всегда можно раз в месяц найти тысячу рублей для того, чтобы связаться с каким-то хорошим инструктором и реанимировать навык.
Когда ты пересаживашься с автомобиля, на котором учился, на свой автомобиль, тоже можно воспользоваться услугой инструктора, который поможет. Многие инструктора говорят «мы хорошо поработали, вы хорошо отучились. Если будут проблемы, когда вы пересядете, мы вас обучим». Кстати, если бы автошкола заботилась о качестве подготовки и возможности учеников пересесть за руль экзаменационного автомобиля ГИБДД, то это не сложно. Вы во время экзамена в автошколе поменяйте учеников с одной машины на другую, у вас же не все одинаковые марки. Пересаживайте их, чтобы просто поняли технологию, как быстро вклеиться в новый автомобиль.

Еще, кстати, многие потом с инструктором своим изучают дорогу на первых порах до работы и обратно.

Я против. У меня лет 15 назад была ученица, которую я потом через 5 лет встретил. Она рассказала, что до своей стоматологической клиники как ее научили, так и едет. Ни одного поворота налево, все через три поворота направо делает. Немножко дольше едет, но очень безопасно. Меня, говорит, это устраивает. Давайте будем качественными, грамотными, толковыми водителями. 56 часов вам в помощь. Много часов наката, много практики, хорошо ездим. Десять часов занятий ведут к тому, что боимся вообще всего на свете.

Когда лучше учиться: летом или зимой?

В Мурманске или в Сочи? Это сложный вопрос, не имеющий однозначного ответа. Начальные навыки по-прежнему должны отрабатываться на закрытых площадках автодромов. Те, кто говорят «площадку отменили!» - это все чушь, друзья, никаких серьезных изменений с программой подготовки в ближайшее время не будет. По-прежнему автошкола при лицензировании должна иметь 0.24 гектара, закрытую площадку автодрома. Буквально вчера программы подготовки водителей, не те, которые разрабатывало «Движение безопасности» скандально известные, а те, которые были выполнены по указанию вице-премьера Марата Хуснуллина, 58 программ, они зашли повторно в рабочую группу для того, чтобы подтвердить, нужна ли площадка автошколе 0.24 Га. Нужна. Все члены рабочей группы проголосовали, что нужна площадка. И там должны формироваться начальные навыки. Она, естественно, должна быть вычищена. В тех условиях, в которых сейчас ситуация в городе, наверное, сделано все для того, чтобы учиться было невозможно. Потому что даже водителю с таким небольшим стажем, как у меня, 36 лет, мне довольно непросто. Зато я по достоинству оценил липучую нешипованнуюю резину. Просто танк. Выйдем сейчас на парковку, я покажу, как она через реки, горы и долины, и по сугробам гребет, не моргнув глазом. Но, в принципе, выбирать не приходится. Мы же ездили на той неделе в центр Герасенковой и все проходили, коллеги и Дмитрий Казанцев, Курдин и Наталья Маркова, рассказывали, как было интересно. И мы на занятиях узнали, что навык сезонный, и если ты учился летом, то тебе зимой надо приезжать и получать навык езды зимой. И потом его каждую зиму совершенствовать. Я, кстати, с удовольствием съездил на эти занятия. И даже для себя вынес какие-то определенные плюсы. Поэтому я не могу точно сказать, ездить зимой или летом. Все зависит от того, кто учит, на чем, где и какое количество часов. Зима начинается, сугробы начинаются. Дочь села за руль Весты и мы пробуем управляемый занос, это нужно, потому что это сокращает время на выполнение поворота и разворота. Не секрет, я на узкой дороге очень люблю придать газ, потом придавить на тормоз, загрузить перед. А потом, закладывая руль влево и нажимая на газ, удерживая ручником, машина ходом разворачивается на 180 градусов. Если дорога пустая, люблю этот трюк. Поэтому я не могу сказать. Зимой и летом – разные совершенно навыки, но они нужны. И тот, и тот.

Про выхождение из себя хотели еще спросить. Когда ты едешь с инструктором, сигналят все в спину. Инструкторы иногда возят с собой какие-то биты, некоторые пытаются проучить тут же.

Это плохой, некачественный инструктор. Как я уже сказал в начале, качественному инструктору железу, выделяющую адреналин, а заодно выделяющую мат и скандал, удалили при рождении. Так он стал инструктором. Помню одного замечательного инструктора автошколы, где я работал. Я иногда люблю сесть на заднее сидение и посмотреть, как работает инструктор, чтобы у нас был симбиоз. Чтобы я рассказывал на занятии то, что он потом делает у себя на занятии. Мы по проспекту Большевиков поворачивали налево, ученица заглохла, перепугалась, налево на Коллонтай поворачивает. Я злюсь, она злится, он сидит, говорит: «Внимательно, сейчас нажимаем сцепление, включаем первую передачу, немножко газку». Она бросает сцепление и глохнет, он говорит: «Надо было немножко добавить газку и плавно отпустить». Уже трамвай по Коллонтай подошел, звонит, все нервничают. Он говорит: «Сейчас еще раз, спокойно нажимаем сцепление…». Вот так работает правильный инструктор. Мне кажется, что главное достижение инструктора в том, что он сдержан и реально оценивает риски.

Насколько опасна работа инструктора? Они же нередко попадают в аварии.

Работа инструктора настолько сложная и опасная, насколько большинство инструкторов не проходили никакой специальной подготовки. Одна из двух хороших автошкол, которые я знаю, ежемесячно проводит занятия с инструкторами. Их собирает старший мастер, они занимаются контраварийной подготовкой, они изучают, как и что нужно преподавать, вырабатывают единый подход. К сожалению, в большинстве своем, инструктор – это человек, который научил свою жену, сестру, жену друга, и считает, что он уже все может, и что у него все получится. Он пошел в несложное образовательное учреждение, приобрел удостоверение и пришел работать в автошколу, говоря о том, что молодец и уже инструктор. Настоящий инструктор проходил специальную подготовку и достаточно хорошо владеет и педагогикой, и методикой, и психологией. К сожалению, таких мало. Именно по этой причине, кстати, я плохо отношусь к сетевым автошколам.

Как часто тебе приходилось кричать на своих учеников?

У меня было не так много учеников, как у инструктора, хотя инструкторское у меня есть. Для меня это тяжелый процесс, поэтому я отказался от него. Мне приходится настолько сдерживаться…Там у меня в организме подтопление адреналином происходит. А здесь я сижу и говорю: «Ну что ж ты так». Причем я большую часть инструкторскую со своей собственной дочерью провел, на нее кричать не могу, я говорю: «Ну-ка, остановись здесь». Она останавливается, говорит: «Что, папа?». Я говорю: «Подожди, мне надо сходить подышать». Я выхожу, пошел, подышал, вернулся, сел, поехал. Не могу я. Несмотря на наличие удостоверений и то, что я очень много хожу в разные центры и обучения педагогические прохожу. Не могу, я не готов быть инструктором. К сожалению, проблема в том, что у нас огромное количество считают, что они готовы, просто потому, что они жену или сестру обучили.

Сейчас коронавирус, отменяют разные мероприятия. Бывает ли такое, что обучение срывается?

Если заболел и обучение срывается, то теорию можно продолжать слушать, это раз. Второе, когда была самая первая волна коронавируса, некоторые автошколы выработали регламент по проведению занятий. При коронавирусе после каждого ученика меняют маски, перчатки и обрабатывают автомобиль специальными растворами, чтобы не стимулировать заболевания. Коронавирус – экзотическая история. Еще раз говорю, к сожалению, большая часть автошкол находится в погоне за длинным рублем, остановить их невозможно. Поэтому обучения там мало, там очень много зарабатывания денег.

Какие самые частые ошибки допускают обучающиеся в автошколе, например, ленятся и не учат теорию?

«Ленятся и не учат теорию» - это стандартная история, просто в большинстве своем все почему-то считают, что сдать экзамен по билетам достаточно, чтобы быть специалистом. Но если вам этого достаточно, то флаг вам в руки. Потом вы ругаетесь с Поповым на дороге, потому что не выполняете 2.6.1. первый абзац, первое предложение до запятой. Это «освободить проезжую часть после ДТП». Это обязательство, это не можется и не хочется, это значит обязательно освободить. Я за прошедшие три дня дважды ругался с водителями по этому поводу. В моем сознании хорошо знать правила дорожного движения, уметь решать экзаменационные билеты и быть безопасным водителем – это такие три не очень между собой сообщающиеся сосуда. Я знаю огромное количество людей, которые уникально, здорово, на скорость решают экзаменационные билеты, но они понятия не имеют, как устроено все в ПДД и что там надо делать, чтобы ездить безопасно. Знаю таких, которые хорошо знают правила дорожного движения и шикарно знают законодательство, но плохо будут решать билеты. Билеты – это специфическая история, это тест, который не сильно, честно говоря, относится и к безопасности, и к ПДД. Поэтому пропускать занятия – другое дело, хороших преподавателей не очень много. Я в отчетном периоде с нашего с вами прошлого разговора про автошколы говорил, что я раз в полгода или раз в год провожу встречу с желающими познакомиться с законодательством, что-то обсудить, инструкторами, преподавателями. Это все бесплатно, мы встречаемся, обсуждаем, есть какая-то команда, которая приходит повышать свои знания. Но в большинстве своем большая часть преподавателей не считает это нужным. Поэтому и качество подготовки соответственно такое.

Как прокачать свои знания?

Во-первых, проводится достаточно большое количество семинаров, в том числе и на онлайн платформах можно прокачать знания. Можно посетить какую-то автошколу или побеседовать с преподавателем. Можно до меня достучаться, расскажите, чего и как.
Не решением билетов, это точно. Все-таки общением с профессионалами и повышением уровня знаний за счет уточнения всяких разных тонкостей.
Симуляторы отлично симулируют. Я всегда говорил, что если весь начальный курс подготовки на автомобиле проездить на тренажере, то можно отлично научиться ездить на тренажере. На машине будет совсем другое.
Наконец, короткое сообщение: никаких крупных изменений в программах подготовки, которые все анонсируют, не будет. Поэтому, если автошкола вас подгоняет и торопит, ссылаясь на то, что с первого марта что-то новое - не верьте.