Иногда бывает так, что случайно ошибаешься дверью и попадаешь в какое-то интересное место. Так вышло и у нас: мы дёрнули не ту ручку, а внизу оказалась длинная лестница, ведущая вниз в темноту.
Когда ездишь на старой машине ещё 20-го столетия, чинить её приходится, как правило, часто. С моей машиной проблем оказалось особенно много: то у неё тёк бензин при заправке, то оторвался глушак, то, вдруг, перестала работать приборная панель и не горели габариты. Ездить так опасно, особенно, в темноте, поэтому, решили не затягивать с ремонтом. Сервис рядом с моим домом был закрыт из-за новогодних праздников и пришлось искать другой. С собой я взяла друзей, чтобы проконтролировали мастеров, так как сама не очень хорошо разбираюсь в машинах.
Сам автосервис расположен на территории одного крупного московского завода. Въезд на территорию свободный, несмотря на то, что под арендой находится лишь часть корпусов. Другая же часть по-прежнему работает на благо страны.
- Ну и корыто у вас! Ездить-то на таком не страшно? - равнодушно спросил у меня один из мастеров после первичного осмотра машины. Я к таким фразочкам от мастеров давно привыкла. Ну и что, что машина старая? Зато, мой Ниссан стоил всего 70 тысяч рублей, и я смогла купить его сразу, как только сдала на права.
Помимо ремонта электрики, мы решили, что стоит ещё и поменять масло, раз уж доехали до сервиса. Мастера начали заниматься автомобилем, а нам сказали приходить примерно через час.
- Можете пока посидеть в приёмке у администратора, там диван стоит, - бросил нам вслед мастер.
Мы решили так и сделать и пошли искать помещение, которое нам посоветовали. Вышли из гаража, повернули налево и увидели незапертую дверь. "Наверное, нам сюда" - подумали мы и толкнули дверь. Она подалась со скрипом и нехотя распахнулась. К нашему удивлению, за дверью оказалось совсем не то, что мы думали - вниз шли бетонные ступени. Как далеко они кончаются было не ясно - свет до туда не доходил. Любопытство взяло верх, мы включили фонарики на телефонах и начали аккуратно спускаться. Сверху ступени были слегка припорошены снегом, которым попадал через щель. Чуть ниже лежали пожухшие осенние листья.
Мы прошли один пролёт вниз и лестница повернула на 90 градусов. Ещё несколько ступеней, и мы увидели ещё одну дверь. Только на этот раз это была гермодверь - тяжёлая и ржавая. Такие двери используются в убежищах на случай войны, чтобы можно было изолироваться от внешнего мира. Сначала она никак не хотела открываться - штурвал был закручен. Пришлось приложить довольно много усилий, чтобы он, наконец, повернулся. Теперь стало понятно, почему верхняя дверь была незаперта - обычные люди увидят закрытую герму и дальше не пойдут.
Внизу мы достали уже мощные фонарики и фотоаппараты, которые почти носим с собой - никогда заранее не знаешь, что интересного увидишь.
Бункер оказалось довольно стандартный по строению. Большой главный зал для укрывающихся, по бокам от которого расположены комнатки связистов, дизельная, ФВУ, электрощитовая, туалеты и другие помещения.
Состояние объекта, мягко говоря, не очень: повсюду плесень, грязь, ржавчина. Со стен отваливается штукатурка, а на мебели следы от распылённого огнетушителя. Похоже, что убежище уже давно сняли с учёта, так как свет не включается, а из оборудования торчат голые провода.
В одной из комнат мы обнаружили целый склад с коробками из-под противогазов. Часть из них вскрыта, а сами противогазы разбросаны по всему убежищу.
Что необычно, так это то, что теплотрубы идут здесь прямом под потолком. Мы потрогали их руками: они довольно тёплые. Что весьма приятно, когда на улице минус 15. Думаю, что их не отключают, так как они снабжают теплом не только это бомбоубежище, но и соседние цеха.
Пока мы осматривали помещения, как раз прошёл час, и пора было возвращаться за машиной. Мы поднялись наверх и вдруг поняли, что дверь не открывается! Мы подергали её сильнее, но тщетно: снаружи кто-то повесил замок. Это совсем не входило в наши планы. Тут я вспомнила, что у меня остался телефон автосервиса, который расположился рядом. Рассказывать мастерам, что мы спускались в убежище не хотелось, но другого выхода не было. Спустя минут десять пришёл человек с ключом и открыл нам дверь. Оказалось, что обычно она заперта, а в этот раз её заюли закрыть, но быстро исправили оплошность. Нас немного пожурили, но, к счастью, обошлось без проблем. К тому времени мою уже машину как раз починили, и мы благополучно поехали на ней домой.