Выросшее уже в постсоветском пространстве поколение – пусть в большинстве своем в домах ещё советской постройки – очевидно имеет свой собственный взгляд на окружающий мир. И новое жилье зумеры выбирают себе зачастую по совершенно иным критериям.
Начнём с того, что, как правило, они рассматривают для покупки только новостройки. Отчасти это связано с льготными ипотечными программами (например, семейной ипотекой), распространяющимися только на первичный рынок. Но и общее желание непременно жить там, где до них ещё никто не жил, поколению, выросшему после распада СССР, в целом свойственно.
Теперь от общего к частному. Что является главным критерием при выборе квартиры для молодого человека? Если вы подумали, что это близость к метро, наличие рядом спортклубов (и ночных тоже), баров и всего прочего, то зря. Критерий тот же самый, что и для всех остальных – цена. Но – ещё раз отметим – всё же 20-30-летние хотят жить в новостройках, причём качественных, с продуманной концепцией и насыщенной внутренней инфраструктурой, а потому именно для них большинство девелоперов продолжают проектировать в своих домах студии.
Причины тут на ладони – цены на жилье, растут, а жить отдельно от родителей хочется (коммуналку и бабушкину квартиру не предлагать!), бюджет, понятно, невелик и даже в том случае, если именно «предки» деньги и дают.
При этом процент студий в проектах, претендующих на статус комфортных, в Петербурге не должен превышать 10-15%. Кроме того, приобретать недвижимость в традиционном «параллелепипеде» тоже не все молодые захотят – им нужно какое-то разнообразие и особая атмосфера. Для примера приведем квартал ОКЛА, где студий как раз мало, и они отличаются привлекательной ценой – квартиру с отделкой стоимостью менее 5 млн рублей (и не на отшибе) в городе в начале 2022 года найти непросто. Обратите внимание, что студия неправильной формы и в ней есть ниша-гардеробная. Для такой небольшой площади – это необходимость.
Если же рассматривать квартиру для двоих, то есть уже однокомнатную («двушки» и «трешки» всё же приобретает в большинстве своем более взрослая аудитория), то здесь есть важнейшее условие: никаких традиционно советских гостиной-спальни и небольшой кухни! Если последняя менее 12 квадратных метров, такое жилье вообще не котируется. Главной точкой притяжение «тусовки» должна стать именно кухня. Сюда можно гостей приглашать, общаться, а спальня должна оставаться личным пространством хозяев. Таково уж веяние времен. Вот типичный пример из все той же OКЛА: все пространство функционально – никаких лишних метров.
Кстати, о разнообразии. Недавно крупный столичный девелопер, проведя социологическое исследование, выяснил, что для 23-32-летних важнейшей ценностью является свобода выбора. Так что если застройщик рассчитывает привлечь молодую аудиторию 4-5 вариантами планировок и не даст альтернативу чистовой отделке, то он, вероятно, проиграет. Среднестатистическому зумеру просто станет скучно, он развернется и уйдет. Так что любая компания, претендующая на успех, обязана к мнению уже подросшего поколения прислушиваться.
Тем более, что сегодня молодежи среди покупателей новостроек относительно немного. Но ведь совсем скоро нынешние 25-летние станут доминировать на рынке. И проектировщикам уже самое время прислушаться к мнению зумеров. Хотя бы на стадии концепции будущих проектов.
Заметим, что архитектура жилых кварталов молодых покупателей не особенно интересует, а вот наличие разнообразной коммерческой составляющей в шаговой доступности – это очень важный аргумент. Эта категория покупателей ценит всё необходимое в шаговой доступности – чтобы с одной стороны от дома были разнообразные магазины, пекарни и салоны красоты, с другой – рестораны и кафе. Еще не помешает коворкинг, где можно поработать в комфортной обстановке, не уезжая из комплекса. Идеальный пример такого разнообразия под рукой – голландский квартал «Янила» от «Ленстройтреста». Здесь подобная инфраструктура закладывалась ещё на этапе концепции, которая успешно реализуется.
Добавим, что возможности для занятия спортом – это ценный бонус в глазах молодого покупателя. Вернее, даже не бонус, а необходимость, которую застройщики обязаны учитывать.
Запросы на здоровый образ жизни в последнее десятилетие растёт как раз за счёт нового поколения, для которого спорт – модная составляющая (похвальная мода – вряд ли тут кто будет спорить). Поэтому несколько спортивных площадок, уличные тренажеры, беговые и велодорожки, а также наличие фитнесс-клуба (лучше – нескольких) – это must have для современной новостройки. Если есть ещё, к примеру, скейтпарк, каток или стадион – совсем хорошо. Такую инфраструктуру тоже можно найти в проектах «Ленстройтреста». Например, в финском квартале «Юттери» в Колпинском районе Петербурга есть удобная система велодорожек, а среди жителей проводятся регулярные турниры по волейболу и настольному теннису.
При этом – вопреки распространенному мнению о повсеместно «продвинутой» молодежи – всяческие технологические опции вроде «умного дома» или суперсовременной системы безопасности ей не слишком важны. Развитая социальная инфраструктура интересует, понятное дело, молодые семьи, холостым же и она в целом безразлична. Нет сомнений, что на основании этих наблюдений застройщики свои выводы сделают и приоритеты расставят.
ЖК ЯНИЛА КАНТРИ, ЖК ЯНИЛА ДРАЙВ, ЖК ЯНИЛА КАНТРИ КЛАБ, ЖК IQ ГАТЧИНА, ЖК ЮТТЕРИ, ЖК ОКЛА — застройщик ООО «Специализированной застройщик ЛСТ Девелопмент», проектная декларация на сайте наш.дом.рф