Найти тему
Bookmate Journal

Фанат пожаров и автор самой непотребной русской комедии: неизвестный Иван Крылов

Оглавление

И еще рекомендуем, что у него почитать (помимо басен)

Портрет И. А. Крылова кисти Карла Брюллова, 1839 / Рисунок Николая Шеберстова, 1930-е. Источник: wikimedia.org. Коллаж: Саша Пожиток, Букмейт
Портрет И. А. Крылова кисти Карла Брюллова, 1839 / Рисунок Николая Шеберстова, 1930-е. Источник: wikimedia.org. Коллаж: Саша Пожиток, Букмейт

Летом 1796 года, подъезжая к своему подмосковному имению, Аграфена Федотовна Татищева увидела лешего. Он стоял у пруда весь заросший и абсолютно голый — а в руках у него была книга, которую он увлеченно читал. Аграфена Федотовна с криком указала на чудовище ехавшему с ней сыну, Василию Евграфовичу. Тот сразу понял, что в действительности голым и нестриженным по усадебному парку с томиком Руссо расхаживал его друг Иван Крылов, которого Татищев пустил пожить к себе на несколько месяцев.

Подписывайтесь на наш канал — мы ежедневно рассказываем о лучших книгах и авторах

Узнав, что перед ней все-таки человек, Аграфена Федотовна готова была публично объявить Крылова сумасшедшим, что могло серьезно пошатнуть репутацию писателя в обществе. Однако в 1796-м этим Крылова было уже не напугать: в свои 27 он находился в глубочайшем творческом и духовном кризисе, так и не сумев жениться и, казалось, совсем потеряв профессию. Ничто не предвещало, что спустя несколько лет Крылова будет регулярно приглашать на обеды императрица, а его стихи выучит наизусть и высший свет, и петербургская улица.

Падающие посреди двора пушечные ядра

Впрочем, ничто в ранней биографии поэта не указывало и на то, что он когда-нибудь подружится с представителем одного из самых известных дворянских родов империи — Татищевым. «Иван Андреев сын Крылов», как он записан в официальных документах, мог и не дожить до совершеннолетия. Родившегося в Москве в 1769 году мальчика сразу же увезли на Южный Урал: отец семейства, капитан Андрей Прохорович Крылов, был отправлен подавлять очередной казацкий мятеж. В 1773-м началось восстание, по сравнению с которым предшествующие были детским играми, — пугачевщина.

Капитан Крылов отправил семью в Оренбург, а сам руководил обороной Яицкой крепости в Яицком городке (ныне Уральск, Казахстан). Бунтовщики так невзлюбили упорного молодого офицера, что внесли и его самого, и его жену, и даже пятилетнего Ваню в список людей, которых в случае победы надлежит повесить в первую очередь. Оренбург тоже находился в осаде и лишь чудом выдержал несколько штурмов. Уже в старости рассказывая о тех событиях Пушкину, собиравшему материалы для «Истории Пугачева», Крылов вспоминал и мучительный голод, и падавшие прямо посреди двора пушечные ядра.

Героизм, проявленный при защите крепости, никак не ускорил продвижение Крылова-старшего по карьерной лестнице. Вероятно, из-за излишне честных докладов о причинах восстания он не получил повышения и в 1775-м вышел в отставку. Семья переехала в Тверь, где для правдолюбивого ветерана нашлась маленькая судебная должность. Спустя еще три года Андрей Прохорович умер, оставив жене и детям долги и сундук с книгами. По сути, запойное и бессистемное чтение стало единственным образованием, полученным Крыловым.

Когда запасы в сундуке иссякли, мальчик стал брать книги из собрания Львовых — местных дворян, в семью которых мать отдала его полувоспитанником-полуслугой. У них же Крылов выучился французскому, а что еще важнее — приобрел связи, пригодившиеся ему при последующем завоевании столицы. Молодого человека заметили петербургские родственники Львовых, и в 1782-м он вместе с матерью переехал на берега Невы.

Бал-маскарад, от которого лопается «мозговая перепонка»

Мы мало знаем о том, где жил и чем занимался Крылов в первые свои годы в Петербурге, да и вообще пробелов в его биографии хватает — писатель мало заботился о своем архиве и много переезжал с места на место. Тем не менее известно, что Крылов быстро сделался вхож в театральные круги, завел дружбу с главным русским драматическим актером эпохи Иваном Афанасьевичем Дмитревским, добился постановки своих пьес (ему еще не было и двадцати) и даже заполучил себе первого полноценного врага. Объектом своих насмешек и выпадов в печати он сделал не кого-нибудь, а Якова Княжнина.

Сегодня эта фамилия мало что говорит читателю, а тогда она гремела на всю страну: это был драматург № 1 екатерининской эпохи, над его трагедиями обливались слезами все образованные люди, а знакомством с ним принято было гордиться. Крылов же посмел не просто острить над звездой в беседах с друзьями, но и жестоко спародировал его в фарсе «Проказники». Княжнин в ответ добился изгнания крыловских сочинений из репертуара столичных театров. Более того, самого автора «Проказников» велено было пускать на представления только в последние ряды, на галерку.

Орест Кипренский. И. А. Крылов среди деятелей искусств. Эскиз и этюд, 1808. Источник: wikiart.org
Орест Кипренский. И. А. Крылов среди деятелей искусств. Эскиз и этюд, 1808. Источник: wikiart.org

Другой бы после такого разгромного поражения вовсе ушел из литературы, но Крылов переквалифицировался — в публициста. В 1789 году (в 20 лет) он начал публиковать одну из самых необычных газет в истории русской журналистики — «Почту духов». Принципиальное отличие «Почты духов» от современных изданий состоит в том, что она притворяется чем угодно, но не обычным ежемесячником. Издатель во вступлении к первому выпуску называет себя секретарем арабского философа и волшебника Маликульмулька, который милостиво разрешил опубликовать свою переписку с духами воды, земли и воздуха. Все эти сверхъестественные существа с разных сторон, но неизменно с иронией и непониманием описывают странную людскую жизнь.

Ониды и сильфиды никак не могут взять в толк и просят Маликульмулька объяснить им, почему у этих смертных на полях работают одни, а прибыль с этого получают совсем другие; зачем они носят такие неудобные наряды и шутовские парики; в чем смысл клятв в верности, если их тут же нарушают, и, главное, чем крошечная горстка людей заслужила право распоряжаться жизнями миллионов; ответов волшебник, к слову, не дает. Современники были уверены, что как минимум часть писем принадлежит самому отчаянному критику властей в тогдашней России — Александру Радищеву. Сегодня исследователи склонны с этим не соглашаться: видимо, Крылов написал все номера лично, а отчасти перевел с французских образцов.

Так или иначе, ее и сегодня можно читать не без удовольствия — «Почта духов» не сводится к желчной хронике XVIII века; прежде всего, это уморительно-смешная комедия нравов. Например, повелительница царства мертвых Прозерпина решает дать бал-маскарад и наряжает Сократа в костюм парижского франта, у Аидовых судей от такого зрелища в буквальном смысле лопается «мозговая перепонка», и бедного гнома Бурестона отправляют искать им замену в Петербурге; Демокрит смеется, Гераклит рыдает — вся мировая культура по воле автора пускается в невероятный хоровод.

Иван Крылов «Почта духов»

«Ах! я ведь говорил, что частая перемена воздуха может повредить мозговую перепонку»
«Ах! я ведь говорил, что частая перемена воздуха может повредить мозговую перепонку»

Прием у императрицы

После «Почты духов» Крылов еще дважды пробовал себя в роли издателя: сначала это было нечто вроде прообраза нынешней «Афиши» — критическое обозрение «Зритель» (горячим поклонником которого стал тот самый Василий Татищев); потом литературный журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». Но Крылову не повезло, он выбрал для вступления на путь сатирика худшее время из всех возможных — в 1789-м во Франции произошла революция, стоившая Людовику XVI головы, и меньше всего самодержица всероссийская Екатерина II желала повторять его судьбу. В стране развернулась ожесточенная борьба с любыми признаками инакомыслия. Одна за другой закрывались частные типографии, в Шлиссельбургскую крепость без суда бросили родоначальника независимой журналистики Николая Новикова, императрица даже была готова лишить права на престол своего фрондерствующего сына Павла.

Но в случае с Крыловым все обошлось — вместе с деловым партнером Александром Клушиным их вызвали во дворец на частную беседу с самой императрицей. Екатерина не старалась никого напугать каторгой или казнью, наоборот, предложила за казенные средства съездить поучиться на пять лет в Европу. Оба товарища поняли, что на деле это означает конец их грандиозным планам в России. Клушин, однако, предложение принял, а Крылов отказался и уехал в Москву без малейшего представления, что ему делать дальше.

Второй и третий номера журнала «Зритель». Источник: auction-imperia.ru
Второй и третий номера журнала «Зритель». Источник: auction-imperia.ru

Проблемы усугублялись тем, что аудиенция в Зимнем перечеркнула не только профессиональную деятельность 23-летнего литератора — она уничтожила его надежду на семейное счастье. Крылов трижды сватался к Екатерине Алексеевне Константиновой, дочке богатейшего петербургского купца, и трижды получал отказ: по меркам семейства невесты он был нищ, к тому же неуклюж и нехорош собой — ну и занимался черт-те чем. Собственный издательский бизнес был единственным шансом Крылова встать на ноги и доказать Константиновым свою состоятельность — теперь его лишили и этого шанса. Писатель так и остался холостяком, Екатерина Алексеевна замуж тоже не вышла.

Беспомощные мужчины и самостоятельные женщины

Следующие несколько лет — еще одно белое пятно в биографии Крылова. С кем он общался? Писал ли что-нибудь? Чем зарабатывал? Ответ есть только на последний вопрос — карточной игрой. Благообразная внешность увальня вводила в заблуждение многих шулеров, судя по всему, позволяя сатирику неплохо существовать в отсутствие гонораров. Во всяком случае, фамилия Крылова встречается в реестре картежников, переданных Екатерине во время кампании по борьбе с азартными развлечениями. Большинство людей из списка отделались устным предупреждением, но писатель был у властей на особом счету и получил запрет на проживание в столицах.

Вот тут и пригодилась слава самого язвительного автора Петербурга: убежище ему дал давний почитатель крыловского таланта Татищев. Поместье все равно большую часть года пустовало, почему бы не предоставить его в распоряжение опального остроумца? Тот наверняка был очень признателен, но за зиму и весну, проведенные в компании крестьян и дворни, страшно одичал — не стриг волос и ногтей, да и особо не обременял себя ношением одежды в теплую погоду. Не нужно глубокого знания психологии, чтобы увидеть здесь следы опасного душевного разлада.

Рисунок с портрета И. А. Крылова кисти А. О. Орловского, 1812 / «И. А. Крылов. Портрет писанный с натуры на 44 году жизни его профессором Волковым». Источник: wikimedia.org. Коллаж: Саша Пожиток, Букмейт
Рисунок с портрета И. А. Крылова кисти А. О. Орловского, 1812 / «И. А. Крылов. Портрет писанный с натуры на 44 году жизни его профессором Волковым». Источник: wikimedia.org. Коллаж: Саша Пожиток, Букмейт

Спасение пришло так же неожиданно, как и наказание. В 1796-м скончалась Екатерина, и новый император Павел миловал всех, кого обидела ненавистная ему мать. Крылов вернулся в столицу, встретился с государем и получил от того должность личного секретаря князя Голицына. Павловское расположение, правда, длилось недолго — через пару месяцев Голицыну, бывшему фавориту Екатерины, приказали удалиться в украинские владения и жить там безвыездно до новых распоряжений. Крылов снова попал в ссылку, теперь, к счастью, не свою. Ссылка в особняке на юге при неплохо оплачиваемой должности, разумеется, более располагала к искусству, чем полгода, проведенные взаперти среди подмосковных сугробов. Ко времени работы на Голицына относится создание «Подщипы» — самой блистательной удачи крыловской драматургии и самой непотребной комедии в истории русского классического театра.

Подписывайтесь на наш канал — мы ежедневно рассказываем о лучших книгах и авторах

Подщипой зовут принцессу условного древнерусского царства. За нее сватается немецкий королевич Трумф, Подщипа ему отказывает, потому что с детства влюблена в князя Слюняя. Трумф объявляет царству войну, блицкригом ее выигрывает и готовится силой затащить принцессу под венец. Подщипа ждет, что Слюняй бросится на защиту ее чести или по крайней мере покончит вместе с ней жизнь самоубийством. Ничего подобного в планы князя не входит — он трус и даже шпагу носит деревянную, чтобы не дай бог случайно не уколоться. Спасает всех в итоге нанятая за рубль цыганка: она подсыпает немецкому войску слабительное, и гордые славяне берут страдающих животом захватчиков в плен. В финале должна состояться свадьба Слюняя и Подщипы, но до смерти напуганному жениху тоже требуется поменять исподнее.

Первое, что бросается в глаза при чтении этого безумия, — удивительная беспомощность мужских персонажей и самодостаточность женских. Отец Подщипы, царь Вакула, больше волнуется из-за сломанной игрушки, чем из-за потерянного трона, в боярах у него — компания слепых, глухих и блаженных. Про горе-женихов и говорить нечего: Трумф просто прусский солдафон, а Слюняй не в состоянии выговорить половину согласных. Шутки здесь ниже пояса и строятся на национальных стереотипах и телесных недостатках героев. Предназначавшаяся исключительно для домашних постановок, «Подщипа» полвека ходила в списках и первый раз была выпущена в России только в 1871-м.

Иван Крылов «Подщипа»

«Штоф роспил вейновой, разъел салакуш банку, // Да присудил, о царь, о всем спросить цыганку, // Котора на мосту с премудростью живет, // И знает наизусть, что будет за сто лет»
«Штоф роспил вейновой, разъел салакуш банку, // Да присудил, о царь, о всем спросить цыганку, // Котора на мосту с премудростью живет, // И знает наизусть, что будет за сто лет»

Говорящие животные, мгновенно принесшие успех

Крылов бы мог и дальше жить у Голицыных, тем более что со смертью Павла кончилось и их украинское заточение. Но в 1803-м он выходит в отставку, на несколько лет опять пропадает — в нашем распоряжении одни слухи о том, что он провел их, играя на ярмарках в карты на очень крупные суммы, — и снова объявляется в печати в 1806-м уже с баснями.

Это был мгновенный успех. Крылова в литературном мире начали забывать, и вдруг он пришел буквально ниоткуда с текстами ошеломительной свежести. Нам, перекормленным Крыловым в школе, сложно представить, насколько эти вещи были непохожи на то, что делали его коллеги, в том числе даже коллеги младшие. Басня была одним из традиционных классицистических жанров, пусть из числа низких. При этом она давала чуть больший простор в выборе тем и лексики, чем придворная комедия, не говоря об эпосе или притче: разрешались разные метрические вольности, допускалась даже фантастика типа говорящих животных, за которую в серьезной поэзии могли и раскритиковать.

Медаль в честь 50-летия литературной деятельности И. А. Крылова, 1838, Государственный Русский музей / Иллюстрации к басням Крылова с выставки, посвященной 250-летию со дня его рождения. Коллаж: Саша Пожиток, Букмейт
Медаль в честь 50-летия литературной деятельности И. А. Крылова, 1838, Государственный Русский музей / Иллюстрации к басням Крылова с выставки, посвященной 250-летию со дня его рождения. Коллаж: Саша Пожиток, Букмейт

Крылов пошел значительно дальше — он до Пушкина и Некрасова впустил в стихи язык улицы. «Тьфу, пропасть!» — кричит мартышка, не разобравшись, как пользоваться очками. Волк атакует ягненка: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом…» Повар задыхается от гнева при виде пожирающего сметану Васьки: «Как! Быв честным котом до этих пор, // Бывало, за пример тебя смиренства кажут, — // А ты… ахти, какой позор!» Так свободно и без оглядки на любые правила по-русски еще не писали. Уже при жизни Крылова забыли, что сюжеты примерно 80% текстов он заимствовал у француза Лафонтена — какая разница, если и по форме, и по смыслу это чуть ли не народная поэзия.

Лишенный каких бы то ни было иллюзий Крылов хорошо уловил глубокий пессимизм, присущий русскому народу. Бойкость слога и раскованный крыловский ямб часто мешают нам увидеть, насколько беспросветны его басни: звериный квартет играет дрянную музыку, ворона осталась без сыра, ягненок и сметана съедены, а воз и ныне там. Хеппи-энд, как в сказках Андерсена, выпадает довольно редко, и, как и датскому сказочнику, именно грустные истории принесли Крылову деньги и официальное признание: на старости лет он впервые удостоился высочайших аудиенций, за которыми не следовали неприятности.

Фанат пожаров

Став знаменитостью, главный баснописец империи предпочел создать себе образ невинного чудака и лентяя, любящего ровно две вещи — хорошо поспать и еще лучше поесть. Про него ходили десятки анекдотов, которые он сам с радостью рассказывал на каждом углу. Якобы над его драгоценным диваном на хилом гвоздике висит тяжеленная картина, готовая упасть в любой момент, но Крылову лень ее перевесить. Якобы в императорской резиденции он позволял себе придерживать за пуговицы официантов и брать столько пирогов, что более знатным гостям ничего не оставалось. Якобы писать он садился, только если его запирали в комнате без еды, а в остальное время — у приятелей, на рабочем месте в библиотеке, куда его устроили по протекции, да хоть на улице — он постоянно дремал.

Это был чрезвычайно удобный и эстетически цельный образ, совсем не имевший отношения к нему реальному. На самом деле он безостановочно трудился, тщательно обрабатывая каждую строку — сохранилось по четыре-пять вариантов каждой басни, причем первые от последних отличались настолько, что впору говорить о разных произведениях. Последний том басен вышел сразу после смерти Крылова в ноябре 1844-го — править и переписывать он продолжал вплоть до последних дней.

Из всех странностей, которые ему приписывали, реальную основу под собой имела одна — Крылов обожал смотреть на пожары. Услышав колокольный звон, он мог побежать на другой конец города, чтобы увидеть пляшущий огонь и паникующих обывателей. Ему будто нравилось смотреть, как мир горит и рушится. После того как 14 декабря 1825 года его заметили на Сенатской площади в толпе, наблюдающей за восстанием декабристов, император Николай I поинтересовался, как Крылова туда занесло. Писатель — хотя это тоже может быть вымыслом — невозмутимо ответил: «Так ведь я думал, что пожар, ваше величество».

Рисунок с портрета И. А. Крылова кисти А. Легашова; Государственный литературный музей / О. Кипренский. И. А. Крылов и А. Ф. Фурман в Приютине / Фронтиспис книги «Дедушка Крылов. Книга для подарка детям», 1845; источник: antiqueland.ru. Коллаж: Саша Пожиток, Букмейт
Рисунок с портрета И. А. Крылова кисти А. Легашова; Государственный литературный музей / О. Кипренский. И. А. Крылов и А. Ф. Фурман в Приютине / Фронтиспис книги «Дедушка Крылов. Книга для подарка детям», 1845; источник: antiqueland.ru. Коллаж: Саша Пожиток, Букмейт

Произведения Крылова, которые вы могли не читать

Повесть «Ночи». Самый убедительный ответ на вопрос «За что можно любить XVIII век?» За веселое безумие: богиня Ночи, поспорив с богом света Аполлоном о том, в какое время люди совершают больше глупостей, нанимает нищего петербургского поэта, чтобы тот записывал всё происходящее на темных улицах российской столицы. Поэт сразу же умудряется помешать любовникам, влюбиться самому и заработать себе кучу проблем.

Иван Крылов «Ночи»

«Нередко у того бутылка с вином в кармане, кто проповедует трезвость»
«Нередко у того бутылка с вином в кармане, кто проповедует трезвость»

Повесть «Каиб». Крылов-прозаик в лучшей форме — сатира на императорский двор и буквально всю отечественную литературу под видом восточной сказки. Султан Каиб отправляется на поиски любви, а находит мертвых великанов, совсем не романтичных пастухов — ну и самого себя, куда без этого.

Иван Крылов «Каиб»

«Несколько лет употреблю я на то, чтобы видеть вещи, которые, сидя дома, видел я через десятые глаза»
«Несколько лет употреблю я на то, чтобы видеть вещи, которые, сидя дома, видел я через десятые глаза»

Сатирический памфлет «Мысли философа о моде». «Вредные советы» образца 1792 года. Крылов объясняет, как выглядеть умным, ни в чем не разбираясь по-настоящему: не вдавайтесь в подробности, игнорируйте критиков и побольше шутите. И не забывайте про неймдропинг!

Иван Крылов «Мысли философа о моде»

«Ничего нет милее, как видеть двух молодых щеголей, когда спорят они за своих авторов, не читав их»
«Ничего нет милее, как видеть двух молодых щеголей, когда спорят они за своих авторов, не читав их»

Комедия «Пирог». Микропьеса на одну поездку в метро. Господин Фатюев отправляет слугу Ваньку к своему будущему тестю, чтобы пригласить того в гости и подарить пирог. В итоге Ванька съедает пирог сам — и запускает цепочку случайностей, которая, как ни странно, в итоге всех осчастливит. Помимо прочего — идеальное пособие по сюжетостроению для начинающего сценариста.

Иван Крылов «Пирог»

«Ну, да кто виноват? Ведь ты хотел съесть одну ножку, а вместо того жрал за десятерых»
«Ну, да кто виноват? Ведь ты хотел съесть одну ножку, а вместо того жрал за десятерых»

Подписывайтесь на наш канал — мы ежедневно рассказываем о лучших книгах и авторах