Направление российских газопроводов смещается с запада на восток. Угроза войны на Украине заставляет Москву вести больше нефтегазового бизнеса с Китаем и меньше с Европой. Правда, до строительства трубопровода из России через Северную Корею в Южную Корею еще далеко.
Потенциальный крупномасштабный конфликт на Украине или даже просто его постоянная угроза могут привести к значительным сдвигам в мировых торговых потоках энергоресурсов. В то время как Россия укрепляет экономические и энергетические связи с Китаем, Европа одновременно стремится уменьшить свою сильную зависимость от импорта российского природного газа и нефти. Россия уже поставляет газ в Китай по трубопроводу «Сила Сибири», который был открыт в 2019 году. Два союзника близки к согласованию второго газопровода - «Сила Сибири-2», по которому топливо будет доставляться в Китай через Монголию.
4 февраля российский газовый гигант «Газпром» подтвердил контракт с Китайской национальной нефтяной корпорацией (CNPC) на куплю-продажу природного газа по Дальневосточному маршруту. В тот же день во время визита президента Владимира Путина в Пекин российский нефтяной гигант «Роснефть» подписал с CNPC соглашение на сумму 80 миллиардов долларов о поставке 100 миллионов тонн нефти в Китай через Казахстан в течение 10 лет. Эта сделка является дополнением к сделке 2013 года, по которой «Роснефть» согласилась поставить CNPC 325 млн тонн нефти в течение 25 лет через Казахстан. По данным российских государственных СМИ, с 2005 года «Роснефть» поставила в Китай 425 миллионов тонн нефти.
Российские энергетические потоки перемещаются на восток, хотя географически крупнейшая страна мира по-прежнему является крупным экспортером энергоресурсов в западноевропейский союз. Крайне неясно, сможет ли Китай служить экономической заменой Западу, где находится основной рынок России. Однако, если между Россией и Украиной разразится война, а Соединенные Штаты и их европейские союзники наложат на Москву жесткие санкции, в том числе запретят России участвовать в глобальной системе переводов SWIFT, Кремль де-факто будет брошен в объятия Пекина.
Потенциальная война неизбежно сделает Кремль более зависимым от Пекина и, таким образом, даст Китаю больше рычагов влияния в их двусторонних отношениях. В этом случае Москва может принять решение о присоединении к Трансграничной системе межбанковских платежей (CIPS) - китайской версии SWIFT, созданной в 2015 году, которая еще не получила глобального распространения - по крайней мере, для торговли энергоносителями с Китаем.
Энергетические связи России и Китая начали расширяться в самом начале конфликта на Украине. В мае 2014 года, через месяц после начала конфликта в Донбассе на востоке Украины, Россия начала перемещать свой энергетический бизнес в Азию. В том же году «Газпром» и CNPC подписали договор купли-продажи сроком на 30 лет на поставку 38 млрд. кубометров природного газа в год. Согласно этой сделке, Пекин, как сообщается, по-прежнему платит 148 долларов за 1000 кубометров российского природного газа, что значительно ниже текущей рыночной цены в 1100 долларов за 1000 кубометров.
Ожидается, что новый 30-летний контракт на поставку газа в Китай по новому трубопроводу будет предусматривать будущие продажи газа в евро, а не в долларах США, что, похоже, является частью программы дедолларизации, объявленной российским руководством несколько лет назад. Согласно новому контракту, Китай будет получать российский газ с острова Сахалин по трубопроводу через Японское море в северо-восточную китайскую провинцию Хэйлунцзян. Учитывая, что Сахалин не подключен к европейской трубопроводной сети России, аналитики полагают, что новая сделка не повлияет на европейских потребителей.
Однако в случае исключения России из SWIFT, как пригрозили США, европейские страны не смогут платить за импорт газа, что может оказать существенное влияние на энергетическую безопасность континента. При этом, надо отметить, что есть признаки того, что ЕС уже готовится жить без российской энергии. Импорт газа в ЕС из России в январе достиг исторического минимума, и ЕС пообещал ввести санкции в отношении проекта газопровода «Северный поток-2», если Россия вторгнется на Украину. В то же время ЕС, как сообщается, ищет альтернативы российскому газу, в том числе потенциально из США.
Проблема, однако, в том, что другие производители газа не могут быстро заменить Россию в качестве крупнейшего поставщика газа в Европу, в том числе из-за инфраструктурных ограничений. Норвегия, второй по величине поставщик газа в Европу, уже заявила, что поставляет природный газ с максимальной производительностью и не может восполнить недостающие поставки из России.
Катар - один из крупнейших в мире производителей газа и второй по величине экспортер сжиженного природного газа (СПГ) после Австралии - имеет ограниченные резервные запасы, поскольку большая часть его текущего уровня добычи привязана к долгосрочным контрактам. Кроме того, Россия теперь планирует принять участие в строительстве газопровода «Пакистанский поток» - проекта, который, как ожидается, увеличит спрос на газ в Пакистане - что, по мнению некоторых, может подтолкнуть Катар к решению перераспределить потоки газа в азиатскую страну и сократить поставки. в Европу.
Китай, крупнейший в мире потребитель энергии, может в конечном итоге заменить Европу в качестве основного рынка сбыта российской нефти, газа и даже атомной энергии. Росатом, российская Государственная корпорация по атомной энергии, уже участвует в строительстве двух атомных электростанций в Китае, и, как сообщается, компания ведет переговоры с несколькими странами Ближнего Востока и Северной Африки о развитии ядерной энергетики, включая ядерные исследования. реакторы.
В настоящее время Росатом уже строит ядерные реакторы в Турции, Египте, Иране и Индии, и компания заинтересована в расширении своего бизнеса в Центральной и Юго-Восточной Азии . В целом украинский кризис может спровоцировать массовое перераспределение мировых поставок и потоков энергоносителей с запада на восток.
НИКОЛА МИКОВИЧ, политический аналитик из Сербии