В 1885 году в России была основана крупная туристическая организация, первая в стране. Название полностью описывало всю суть деятельности компании:«Предприятие для общественных путешествий во все страны света». Как сообщала реклама, контора «имеет возможность представить почтеннейшей публике не только за относительно весьма умеренную плату самое путешествие, но и помещение, и содержание в лучших комфортабельных гостиницах, а также указать все достопримечательности». В общем, все то, что делают современные турагентства. Или все же разница между ними есть? Как устраивалась работа и что входило в программу путешествий той первой туристической компании? Узнаем за пару минут.
Итак, всем желающим отправиться в организованное путешествие предлагалось четыре программы.
1: путешествие в Италию. Продолжительность: 40 дней. Стоимость: 775 рублей.
2: «летнее путешествие в Верхнюю Италию и на озера». Продолжительность: 45 дней. Стоимость: 750 рублей.
3: путешествие в Финляндию и Швецию. Продолжительность: 20 дней. Стоимость: 350 рублей.
4: «большое путешествие на Восток: по Дунаю, обратно чрез Италию и Париж». Продолжительность: 4 месяца. Стоимость: 2500 рублей. Эта программа выделялась обширным географическим охватом: Австрия, Венгрия, Румыния, Турция, Греция, Палестина, Египет, Италия, Франция, Бельгия и Германия.
«Предприятие для общественных путешествий во все страны света» открылось в Петербурге. Контора размещалась по адресу Невский проспект, 8. Ее владельцем был Леопольд Липстон. Он заверял, что благодаря его пребыванию в течение 18 лет в Италии и возникшим во время многих путешествий связям, ему под силу «учредить нечто новое специально для России».
В стоимость путешествий включалось: проезд в I классе, провоз багажа, содержание в лучших гостиницах, услуги проводников, обозрение достопримечательностей. Задаток нужно было внести за 3-4 недели до даты отправления, и сумма его зависела от сроков поездки: если он был более 6 недель - было необходимо оплатить 200 рублей, если менее - 100 рублей. Но для тех, кто не мог сразу собрать такие деньги, предполагалась система «уступок в ценах». Например, если супруги ехали вдвоем, то могли рассчитывать на уменьшение цены на 5%. А если клиент обращался в контору во второй и более раз - гарантировалась скидка в 2,5%.
Липстон объяснял будущим клиентам, что намерен привлекать для них не только железнодорожный транспорт, но и любые другие средства передвижения, предоставляя "путеводители, переводчиков, поваров, прислугу, вьючных животных... носилки, палатки, постели для ночевок".
Впрочем, в те времена вылазки петербуржцев за границу чаще всего являлись частными поездками. Редко кто прибегал к услугам турфирм, да и мало было их в ту пору.