На своей памяти могу вспомнить массу примеров, когда вроде бы ответственный, бесконфликтный, никогда не опаздывающий сотрудник мало-мальски большого трудового коллектива, вместо уважения, одобрения и премирования от своего начальства получает только взбучки, критику, унижение и отсутствие прибавки к зарплате.
Конечно, это не всегда и не везде так. И не сразу. И я буду только рад, если у вас диаметрально противоположная трудовая история. Однако здесь речь пойдет именно о том, когда внезапно (т.е. казалось бы без веских и видимых на ваш взгляд причин) или просто по прошествии некоторого времени, еще недавно вроде бы адекватный и ценящий сотрудников начальник меняет свое отношение со знаком минус. Почему так происходит?
Первое, убираем фактор просто плохого настроения в конкретный единичный раз. Такое бывает, можно просто попасть "под горячую руку", так сказать. Второе, убираем случаи, когда сотрудник реально накосячил или продолжает косячить по работе, тут уж сам виноват. И третье, не рассматриваем вариант, когда пришла "новая метла" на место бывшего начальника, которая начала "мести по-новому". Тут или профессиональные качества сотрудника будут замечены и востребованы при новом руководстве, или оно решило полностью обновить коллектив (редко, но случается).
Итак, вы вроде работаете с одним начальником вот уже год, явных провалов и косяков за вами не наблюдается, вы учтивы и приветливы с коллегами, на вас не поступали жалобы и вы вроде как стабильно делаете свою работу. Ах да, важно: речь идет о работе, которая заключается в стратегическом планировании, внедрении предложений, проект-менеджменте (реклама, маркетинг, IT-интеграция в процессы на предприятии, работа с клиентами и исполнителями и т.д.). В сугубо рабочих специальностях работают иные причины и оценки, не затронутые в данной статье.
Так в чем же причины резкого или спустя время неуважительного отношения начальства к сотруднику в вышеперечисленных сферах и без учета вышеперечисленных факторов? Если коротко, то любой серьезный начальник, имея в подчинении вроде бы хорошего сотрудника со всеми вышеперечисленными качествами, со временем хочет видеть в сотруднике как минимум своего зама или приемника. Т.е., спустя время и "притирку", он хочет видеть двойной энтузиазм, горение в глазах, смелые предложения, умение их отстаивать и самое главное - слышать "Нет", когда это специалист может доказать и показать, почему именно он не согласен с начальником.
Казалось бы, прописные истины. Но проблема в том, что такие хорошие сотрудники обычно не двигаются дальше той зоны комфорта, которую уже наработали. Им там удобно. Сотрудник видит свое место, положение и затрачиваемую энергию как ситуацию со стаканом, который наполовину полон. Для сотрудника - он не пуст, он работал и достиг уровня заполненности. Для него - он заполнил стакан. А начальник видит в перспективном сотруднике, который не пользуется своими перспективами ситуацию с бокалом, который так и застрял на уровне полуПУСТОГО стакана.
Рассмотрим поближе эту тезу: не видя стремления хорошего сотрудника подниматься выше, доказывать свое право на большее, спорить и отстаивать свою точку зрения, такой начальник обычно избирает самый распространенный и действенный (по его мнению) путь Мотивации такого сотрудника путем создания для него условий, приближенных к боевым, чтобы вытащить его из зоны комфорта. Конечно, существуют и менее болезненные и в чем-то более эффективные инструменты по Мотивации перспективного сотрудника. Но это работает только в том случае, когда встречаются в одном месте начальник с другой логикой "ускорения" сотрудника и сам сотрудник не остается в своей зоне комфорта.
Из того, что наблюдал я в разных и больших компаниях - это именно тот случай, когда вроде бы "горящие" вначале сотрудники спустя время сдуваются в свою зону комфорта и не стремятся сами выходить из нее. Потому что удобно. Потому что неохота. Потому что "зп - капает, а караван - идет". И чаще всего я наблюдал именно таких начальников, которые проповедуют логику мотивации в усложнении психоэмоционального состояния такого сотрудника в попытке "зажечь" сотрудника. Увы, очень часто вместо зажигания, такие сотрудники просто сгорают и уходят. Или остаются и просто терпят.
Т.е. идеальный вариант, на мой взгляд, это когда начальник умеет правильно мотивировать перспективного сотрудника и правильно выводить его на новый уровень, наоборот давая более сложные и ответственные поручения, суля хорошие премиальные и подкрепляя все это поддержкой экспериментов сотрудника в решении новых задач, а сотрудник - осознает, что это шанс вырасти над собой и хватается за него. Но чаще встречается иной вариант. И это опасно, хотя бы потому, что в ситуации со сменой отношения в другую сторону, с таким "контрастным душем", очень легко сломать, а не вдохновить. Но это долго и нужно обладать определенными другими начальственными качествами, а хочется ведь быстрей и "еще вчера".
Если вы человек, готовый к трудностям и не боящийся выйти из зоны комфорта, дай вам шанс, и ваш начальник из породы "вдохновителей", а не "испытателей", то вам повезло. А если вы столкнулись с тем, что еще вчера начальник к вам благоволил, вы ничего не косячили, вроде хорошо работаете, но сегодня вдруг к вам изменилось отношение, то вероятней всего вам встретился тип начальника-испытателя вас на прочность. Смело выбирайтесь из зоны комфорта и покажите ему, что готовы к качественно новому прыжку. Это должно сработать. Но только вы сами должны захотеть это сделать.
А на сегодня всё. До новых встреч в моем Романовграде!
Телеграм-канал для своих: Романовград