Психическая травма детства, травмирующие повторяющиеся ситуации влияют на ваши отношения во взрослой жизни. Моя практика сценарного психолога показывает связь прошлой травмирующей сцены с ранящими отношениями в настоящем.
Представьте, что с вашим прошлым вас связывает воображаемая резиновая лента. Как только вы попадаете в эталонную ситуацию взаимодействия с центральными фигурами вашей внутренней драмы, вас словно по волшебному щелчку этой ленты отбрасывает в прошлое.
Представьте себе огромную резиновую ленту, растянутую во времени. Она привязывается к какой-то текущей ситуации, которая напоминает о детской боли, щёлк - и мы устремляемся в прошлое. Эрик Бёрн. "Игры в которые играют люди".
Резиновая лента сценария как катапульта забрасывает вас в эталонную ситуацию вашего детства всякий раз, когда вы в настоящем воспроизводите то, от чего так старательно бежали всю свою жизнь.
Как резиновая лента сценария связывает вас по рукам и ногам и как это все работает? Читайте в статье на примере случая из моей практики.
Как формируется и как работает резиновая лента детской травмы
- Я срываюсь на свою дочь, она меня буквально бесит. Я не выдерживаю и избиваю ее до синяков на ладони, беспомощным голосом жалуется молодая миловидная женщина.
Она объясняет будто сама себе: - Я обещаю себе больше так не делать, сдерживаюсь, а потом... а потом вспыхиваю и.... И все по новой.
- Кого вы метафорически копируете, когда срываетесь на дочь? Спрашиваю я ее.
Этот вопрос для меня о том, кто на том конце резиновой ленты ее явно сценарного поведения и "опять и опять" срыва.
- Маму! Не задумываясь отвечает она. Только она не наказывала меня никогда физически. Но буквально избивала словами, критикой, неприязнью. Гневно, желчно, с отвращением. Плачет, плечи вжаты, лицо становится детским.
- И вы тогда решили? Что? Спрашиваю.
- Я тогда клялась себе, что никогда не буду со своей дочкой поступать как она.
Раннее детское решение, которое формирует резиновую ленту. Девочка растет, учась подавлять в себе гнев.
Так детская травма передается из поколения в поколение - по женской линии - семейный сценарий однако.
Она заботливая и участливая к другим. И очень строгая к себе. Она давит в себе не только гневные чувства, но и себя активную, творческую и живую девочку - себя в детстве.
Она склонна накапливать гнев, старается не критиковать дочь, не делать замечаний, а главное не злиться. А потом взрываясь, срываясь с этой дороги терпения, уже не контролирует себя.
Сценарный конфликт здесь между детским решением "я не буду как мать" и впитанным образцом поведения мамы связывает женщину резиновой лентой с ее детством.
Образ собирательный, ситуация выдумана для лучшего понимания
Что делать? Рвать резиновую ленту - работа в двух направлениях и сразу с двух концов:
- Конец ленты со стороны эталонных ситуаций в детстве - принимаем новое взрослое расширяющее решение, активируем Живую Девочку.
- Конец резинки в сегодня - учимся новому обращению с гневом, внедряем новое поведение, прописываем в Родителе разрешение заботиться о себе, играть, проявлять свои чувства и желания.
Работа предстоит интересная и сложная, но такая нужная результатами и для ее дочки и для нее самой.
Резиновая лента сценария Спасателя: в поисках любви
Посмотрите на схему-картинку над заголовком.
На ней показано, как девочка не получавшая любовь папы вырастает и находит мужчин очень похожих по психотипу на образ папы.
Находит их - изначально холодных и отстраненных, влюбляет в себя и годами пытается заслужить их любовь.
Явно завершая гештальт отвержения папой из детства. То есть берет на себя роль Спасателя, принимая решение, что раз с папой не получилось - больше она этого не допустит.
Она теперь всем докажет, что достойна любви. Разве те кого любят чего то кому-то доказывают?
Она растет хорошей и примерной девочкой, сильной, целеустремленной с крепкими внутренними ресурсами. Вот только ресурсы этих заточены не под нее - они для других. Таких похожих на ее папу.
Сценарий Спасателя или по другому ее сценарий жизни "Без Любви" стоит крепко на трех китах:
- Стойкое внутреннее ощущение: "Я - плохая" и желание доказать "папе", что она хорошая и достойна его любви.
- Запрет иметь собственные желания, реализуемый через "Три У": угадывание, ублажение и удовлетворение желаний сценарного партнера.
- Драйверное поведение "Старайся", "Будь совершенной", "Будь сильной".
Трагизм этого сценария, не только в постоянном поиске любви и заслуживания признания. Он в другом. Девочку привлекают только такие мужчины, которые и будут ее отвергать.
Тех мужчин, которые могли бы сделать ее счастливой, она вполне осознанно отвергает сама - они ее не привлекают. Разве что на роль вечного друга сгодятся.
Резиновая лента ее сценария крепко связывает ее с детской не-любовью со стороны папы и отбрасывает опять и опять, снова и снова в прошлое.
Оставляя ощущение бессилия, горечи, заставляя страдать как тогда в детстве.
Поделитесь в комментариях, если видите связь между детской травмой и своими отношениями во взрослой жизни, как их связывает резиновая лента сценария? Как бы вы назвали ваш сценарий? Подпишитесь ЗДЕСЬ.