Найти тему
Антипанитолог Дзен

Как психическая травма детства влияет на ваши отношения: случай из практики сценарного психолога

Оглавление

Психическая травма детства, травмирующие повторяющиеся ситуации влияют на ваши отношения во взрослой жизни. Моя практика сценарного психолога показывает связь прошлой травмирующей сцены с ранящими отношениями в настоящем.

Представьте, что с вашим прошлым вас связывает воображаемая резиновая лента. Как только вы попадаете в эталонную ситуацию взаимодействия с центральными фигурами вашей внутренней драмы, вас словно по волшебному щелчку этой ленты отбрасывает в прошлое.

Представьте себе огромную резиновую ленту, растянутую во времени. Она привязывается к какой-то текущей ситуации, которая напоминает о детской боли, щёлк - и мы устремляемся в прошлое. Эрик Бёрн. "Игры в которые играют люди".

Резиновая лента сценария как катапульта забрасывает вас в эталонную ситуацию вашего детства всякий раз, когда вы в настоящем воспроизводите то, от чего так старательно бежали всю свою жизнь.

Внутри вас живет раненая девочка, которая управляет вами сейчас - сделал на crello.com
Внутри вас живет раненая девочка, которая управляет вами сейчас - сделал на crello.com

Как резиновая лента сценария связывает вас по рукам и ногам и как это все работает? Читайте в статье на примере случая из моей практики.

Как формируется и как работает резиновая лента детской травмы

- Я срываюсь на свою дочь, она меня буквально бесит. Я не выдерживаю и избиваю ее до синяков на ладони, беспомощным голосом жалуется молодая миловидная женщина.

Она объясняет будто сама себе: - Я обещаю себе больше так не делать, сдерживаюсь, а потом... а потом вспыхиваю и.... И все по новой.

- Кого вы метафорически копируете, когда срываетесь на дочь? Спрашиваю я ее.

Этот вопрос для меня о том, кто на том конце резиновой ленты ее явно сценарного поведения и "опять и опять" срыва.

- Маму! Не задумываясь отвечает она. Только она не наказывала меня никогда физически. Но буквально избивала словами, критикой, неприязнью. Гневно, желчно, с отвращением. Плачет, плечи вжаты, лицо становится детским.

- И вы тогда решили? Что? Спрашиваю.

- Я тогда клялась себе, что никогда не буду со своей дочкой поступать как она.

Раннее детское решение, которое формирует резиновую ленту. Девочка растет, учась подавлять в себе гнев.

Так детская травма передается из поколения в поколение - по женской линии - семейный сценарий однако.

Она заботливая и участливая к другим. И очень строгая к себе. Она давит в себе не только гневные чувства, но и себя активную, творческую и живую девочку - себя в детстве.

Она склонна накапливать гнев, старается не критиковать дочь, не делать замечаний, а главное не злиться. А потом взрываясь, срываясь с этой дороги терпения, уже не контролирует себя.

Сценарный конфликт здесь между детским решением "я не буду как мать" и впитанным образцом поведения мамы связывает женщину резиновой лентой с ее детством.

Образ собирательный, ситуация выдумана для лучшего понимания

Что делать? Рвать резиновую ленту - работа в двух направлениях и сразу с двух концов:

  1. Конец ленты со стороны эталонных ситуаций в детстве - принимаем новое взрослое расширяющее решение, активируем Живую Девочку.
  2. Конец резинки в сегодня - учимся новому обращению с гневом, внедряем новое поведение, прописываем в Родителе разрешение заботиться о себе, играть, проявлять свои чувства и желания.

Работа предстоит интересная и сложная, но такая нужная результатами и для ее дочки и для нее самой.

Моя авторская схема - делал в Power Point в 2020 году для своей статьи на сайте b17.ru
Моя авторская схема - делал в Power Point в 2020 году для своей статьи на сайте b17.ru

Резиновая лента сценария Спасателя: в поисках любви

Посмотрите на схему-картинку над заголовком.

На ней показано, как девочка не получавшая любовь папы вырастает и находит мужчин очень похожих по психотипу на образ папы.

Находит их - изначально холодных и отстраненных, влюбляет в себя и годами пытается заслужить их любовь.

Явно завершая гештальт отвержения папой из детства. То есть берет на себя роль Спасателя, принимая решение, что раз с папой не получилось - больше она этого не допустит.

Она теперь всем докажет, что достойна любви. Разве те кого любят чего то кому-то доказывают?

Она растет хорошей и примерной девочкой, сильной, целеустремленной с крепкими внутренними ресурсами. Вот только ресурсы этих заточены не под нее - они для других. Таких похожих на ее папу.

Сценарий Спасателя или по другому ее сценарий жизни "Без Любви" стоит крепко на трех китах:

  1. Стойкое внутреннее ощущение: "Я - плохая" и желание доказать "папе", что она хорошая и достойна его любви.
  2. Запрет иметь собственные желания, реализуемый через "Три У": угадывание, ублажение и удовлетворение желаний сценарного партнера.
  3. Драйверное поведение "Старайся", "Будь совершенной", "Будь сильной".

Трагизм этого сценария, не только в постоянном поиске любви и заслуживания признания. Он в другом. Девочку привлекают только такие мужчины, которые и будут ее отвергать.

Тех мужчин, которые могли бы сделать ее счастливой, она вполне осознанно отвергает сама - они ее не привлекают. Разве что на роль вечного друга сгодятся.

Резиновая лента ее сценария крепко связывает ее с детской не-любовью со стороны папы и отбрасывает опять и опять, снова и снова в прошлое.

Оставляя ощущение бессилия, горечи, заставляя страдать как тогда в детстве.

Поделитесь в комментариях, если видите связь между детской травмой и своими отношениями во взрослой жизни, как их связывает резиновая лента сценария? Как бы вы назвали ваш сценарий? Подпишитесь ЗДЕСЬ.

-3