Найти тему
KVOP

Почему иностранцы начинают с "Ля"(A)? И почему "Си" = H?

В нашем веке используют два типа обозначения нот. В Европе и России - слоговой или метод сольфеджио (До, Ре, Ми...). На западе и в Америке отсчёт нот начинается с "Ля" и обозначается латинскими буквами (A, B, C...). При чём "B" классической музыке почему-то обозначает "си-бемоль".

Почему H это "Си", а B это Си-бемоль?
Почему H это "Си", а B это Си-бемоль?

Казалось бы, музыканты всего мира говорят на одном языке. Одну и ту же партитуру прочтёт любой человек, знающий музыкальную грамоту. Так почему же этот универсальный язык разделился? Почему в одной системе звуки начинаются с "До", а в другой с "Ля"?

Противостояние уходит корнями в средневековую и древнегреческую музыку. Ещё до появления привычной нам нотной записи, звукоряд записывали буквами. Боэций - один из первых пользователей системы буквенных обозначений. Он использовал римский алфавит, записывая весь диапазон звуков, существовавших в то время в окружающей его музыке. Соответственно, буква "А" обозначала самую низкую ноту, играющуюся на инструменте и так далее по алфавиту. Для каждой следующей октавы буквы не повторялись.

Проходят дни, пролетают года, а музыканты понимают, что певцам читать ноты по буквенным обозначениям совсем уж неудобно. На помощь приходит несравненный Гвидо из итальянского городка Ареццо, устроивший революцию, которая привела к нотному письму. Он разработал близкий к современному способ графической записи нот, а также систему звуковых соотношений.

Если коротко, то он заставил всех певцов выучить и без того известный гимн Иоанну Крестителю. Каждая строчка гимна начиналась на одну ступень выше предыдущей. Эти ступени он и привязал к первому слогу соответствующей строчки. Таким хитрым способом Гвидо смог без возможности звукозаписи и звуковоспроизведения распространить привязку высоты звука к символу.

Поучается, никакого противостояния нет? Просто две формы записи развивались так, как было удобно музыкантам?

Так, а что же насчёт си-бемоля?

Петь всё время в одной тональности слишком скучно, даже для древних греков. Возникла логичная потребность в знаках альтерации.

В письменной записи появилось обозначение "b" как бемоль и "B" как бекар (писалась готическим письмом). В современном мире они превратились в привычные нам и ♮. Символ диеза возник из заштрихованного "B". То есть изначально он не повышал ноту, а показывал, что "си-бемоль повысился" (сейчас обозначалось бы бекаром). И этот самый си-натуральный в готической записи очень похож на нашу "H", во что и преобразили перечёркнутый символ за годы переписывания. А си-бемолю оставили гордую "B".

Если статья понравилась, подпишитесь на канал. Буду рассказывать много интересного о музыке.

#музыка #музыкальная теория #история музыки #сольфеджио