В 1933 году, за 5 лет до аннексии Австрии в Германии , население Германии составляло приблизительно 67% протестантов и 33% католиков, в то время как еврейское население составляло менее 1%. Перепись населения в мае 1939 г., через шесть лет после нацистской эры и после аннексии в основном католической Австрии и в основном католической Чехословакии в Германию, показывает, что 54% считали сами протестанты, 40% католики, 3,5% называют себя Gottgläubig (букв. «Верующие в Бога»), а 1,5% - «атеистами».
Нацистская идеология не могла принять автономный истеблишмент, легитимность которого не исходил от правительства. Гитлер желал подчинения церкви государству. Хотя в нацистскую партию после 1933 года вошло собрание католиков и протестантов, агрессивные антицерковные радикалы, такие как Йозеф Геббельс , Мартин Борман и Генрих Гиммлер рассматривал кампанию против церквей как первоочередную задачу, а антицерковные и антиклерикальные настроения были сильны среди рядовых активистов партии.
Многие исследователи считают, что Третий рейх стремился стать государством-церковью, заменить своей идеологией религию. В какой-то степени это верно: обожествление самого Гитлера перешло все мыслимые пределы. Однако это было не совсем то, чего хотел он сам.
Национал-социализм, как его ни модифицируй, все-таки оставался светской идеологией. Нужна была еще и церковь, — церковь, при которой фюрер мог быть верховным жрецом. Ведь он не бессмертен, как боги, но должен даровать бессмертие своему «тысячелетнему рейху». В конечном счете в 1934 году Гитлер отдает специалистам «Аненэрбе» прямой приказ: заняться разработкой основ новой религии третьего рейха. После долгих споров эксперты пришли все-таки к общему мнению и выработали достаточно пространный документ, автором которого стал бывший профессор богословия Э. Бергман.
Что же предложил институт «Аненэрбе»? Ничего особенно оригинального. Еврейский Ветхий Завет не годится для новой Германии. Он искажает образ исторического Христа, который, естественно, был арийцем. Призванный спасти мир от еврейской заразы, он был распят своими подлыми противниками. Но поскольку его образ стал очень популярен среди простого народа, евреи поспешили присвоить себе этого героя.
Почти две тысячи лет им это удавалось; но теперь на Землю послан новый мессия — Адольф Гитлер, которому предстоит завершить дело, с которым не справился Христос: очистить и спасти мир от евреев.
Вместо еврейского креста знаком новой веры должна стать свастика. Священная земля истинных христиан — не Палестина, а Германия. Германская земля, кровь, душа, искусство священны. Именно на этой земле должно произойти возрождение истинного, арийского христианства, которое должно отсюда распространиться по всей Земле… конечно же, вместе с самими арийцами.
Миссионерская деятельность среди других народов не предполагалась: Церковь должна была оставаться сугубо национальной. Именно попытка создать универсальную Церковь — одна из главных претензий, которые предъявляли к христианству Бергман и со товарищи.
Гитлеру проект понравился, однако он, будучи довольно здравомыслящим человеком, понимал, какую бурю возмущения он вызовет у немецких христиан. Раскол общества накануне большой войны был ему совершенно не нужен. Поэтому христианская церковь, пусть и ущемленная во многих правах, продолжала вполне легально и почти беспрепятственно функционировать.
Более того — католические и протестантские священники не стыдились поддерживать режим и использовать труд русских рабов, пригнанных с востока.
20 июня 1933 года был подписан конкордат с Ватиканом, гарантировавший свободу католической веры и право Церкви самостоятельно регулировать свои внутренние дела. В документе провозглашалась клятва верности Католической церкви новой Германии, говорилось об уважении к конституционно образованному правительству и необходимости воспитания клира в духе этого уважения.
В числе горячих сторонников конкордата был и упоминавшийся кардинал Михаэль фон Фаульхабер. В марте 1933 года он посетил Рим, чтобы информировать папу Пия XI о новой ситуации в Германии. Возвратившись, он сообщил собранию епископов, что понтифик публично похвалил канцлера Гитлера за его противодействие коммунизму.
Когда 10 ноября 1938 года в стране прошла волна еврейских погромов («Хрустальная ночь»), никто из католических епископов не выступил с протестом. В годы войны папа Пий XII отказался публично осудить гонения на евреев, считая их заслуженными. В ноябре 1941 года папский нунций передал немецким епископам распоряжение папы о том, что проводить заупокойные службы по евреям не следует.
Не вызвало нареканий Ватикана и исключение евреев из политической, государственной и культурной сфер, и ограничение их религиозной деятельности.
В начале прошлого века в ней появилось течение «немецких христиан». Они стали охватывать многие националистические и расовые аспекты идеологии нацизма. С приходом к власти Гитлера, это течение изо всех сил старалось создать национальную «Рейхскую церковь».
Меньшие религиозные меньшинства, такие как Свидетели Иеговы и Вера бахаи были запрещены в Германии, в то время как была предпринята попытка искоренения иудаизма геноцида его приверженцев. Армия спасения , Церковь адвентистов седьмого дня все исчезли из Германии, в то время как астрологи , целители , удача кассиров и колдовство были запрещены. Однако небольшое языческое «Движение немецкой веры » поддерживало нацистов.
Несмотря на то, что Гитлер родился в семье, исповедовавшей католическую религию, он весьма рано отверг христианство как чуждую расистской модели идею. "Античность, — говорил он, — была куда лучше нынешних времен, поскольку не знала ни христианства, ни сифилиса". Позднее он сформулирует свое негативное отношение к христианству следующим образом:
1. Христианство — это религия, защищающая слабых и униженных. 2. По своему происхождению эта религия — еврейская, вынуждавшая людей "гнуть спину по звуку церковного колокола и ползти к кресту чуждого Бога". 3. Христианство зародилось 2000 лет назад среди больных, изможденных и отчаявшихся людей, потерявших веру в жизнь. 4. Христианские догматы прощения греха, воскрешения и спасения являются откровенной чепухой. 5. Христианское сострадание — опасная негерманская идея. 6. Христианская любовь к ближнему есть глупость, поскольку любовь парализует человека. 7. Христианская идея всеобщего равенства защищает расово неполноценных, больных, слабых и убогих.
Став канцлером Германии, Гитлер неоднократно заявлял, что его правительство имеет целью создание благоприятных условий для религиозной жизни, и что он приложит все усилия для установления дружеских отношений с церковью. Многие немцы искренне верили, что Гитлер способен спасти христианство от атеистического "красного террора" и обеспечит подлинно свободное отправление всех религиозных нужд в стране.
20 июля 1933 Гитлер заключил договор с католической церковью (см. Конкордат 1933), который гарантировал неприкосновенность католической веры и сохранял все привилегии и права католиков, если они не будут заниматься какой-либо политической деятельностью. Подписывая это соглашение, Гитлер рассчитывал обеспечить себе доверие мировой общественности, поскольку католическая церковь имела значительное влияние в мире. Как показали последующие события, договор явился дипломатическим трюком. Однако достичь взаимопонимания с протестантской церковью Гитлеру так и не удалось, в результате чего по стране прокатился призыв отвергнуть протестантизм и создать новую «германскую» религию, основанную на объединении идеи "Блут унд боден" ("Кровь и почва") и принципа фюрерства. В 1934 профессор богословия Эрнст Бергман опубликовал 25 тезисов этой новой «религии».
- Еврейский Ветхий завет не годится для новой Германии.
- Христос был не евреем, а нордическим мучеником, отправленным на смерть евреями, и воином, призванным спасти мир от еврейского влияния.
- Адольф Гитлер — новый мессия, посланный на землю, чтобы спасти мир от евреев.
- Свастика является преемницей меча как символа германского христианства. Германская земля, кровь, душа, искусство — священные категории германского христианства.
Рассуждая о новой германской религии, Бергман говорил: «Или у нас будет германский бог, или не будет никакого.»
Тем временем Гитлер объявил о подчинении протестантской церкви государству. Были закрыты церковные школы, конфискована церковная собственность, многие пасторы были уволены, а другим ограничили возможность проповедовать, что должно было подорвать мощь церковной оппозиции.
Католическая церковь не долго наслаждалась покоем, обещанным Конкордатом 1933. По нелепым обвинениям в контрабанде золотом из Германии были арестованы многие церковнослужители. Католическая пресса подвергалась жесточайшей цензуре. Религиозные шествия были запрещены, закрывались монастыри, монахов подвергали показательным судам, инкриминируя им распутство. Пропагандистская машина, которую возглавлял Йозеф Геббельс, старалась посеять отвращение среди немцев к "нравственным излишествам" католических священников. Примерно 5000 католических священников были репрессированы, закрыты сотни монастырей. Но к такой широкомасштабной кампании репрессий, как в Советском Союзе, Германия все-таки не перешла.
Борьба Гитлера с церковью неожиданно прекратилась с началом 2-й мировой войны. Фюрер посчитал, что ему выгоднее ослабить давление на церковь, чтобы не подорвать моральный дух своих солдат. Но от своей конечной цели — истребление как католического, так и протестантского вероисповедания — он не отказался. Однако счел более благоразумным впредь не поддерживать открыто нового язычества — Германского движения за веру.