Найти тему
Молодой ленинец

На что потратит свой миллион «Чердобряк»

Оглавление

«Я аж села. И все переспрашивала в телефонную трубку: «Это не шутка? Не розыгрыш?» - такими были самые первые эмоции Марины Танцыревой, главного редактора журнала для детей «Чердобряк», когда она узнала, что получила премию Правительства РФ в области средств массовой информации.

Марина Танцырева и Михаил Мишустин
Марина Танцырева и Михаил Мишустин

Распоряжение о присуждении жительнице Пензы 1 млн рублей подписал лично премьер-министр РФ Михаил Мишустин – с формулировкой «за вклад в формирование у детей любви к чтению и русскому языку».
«До этого я целую неделю она собирала документы по журналу для Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, но не знала зачем - думала, грядет очередная проверка», - признается лауреат премии.

«МЛ» побеседовал с удивительной энтузиасткой – о журнальном деле, детской литературе и гаджетах, в которых погрязло «поколение Тик-ток».

- Марина, как экономист и переводчик оказался редактором детского журнала?


- О, этому предшествовал долгий и тернистый путь! В детстве я читала взахлеб, а наш почтовый ящик лопался по швам от детских журналов. Но мне этого было мало – я сама создавала их – в тетрадях и альбомах: писала там стихи, рисовала комиксы, придумывала задания. У бабушки в деревне мы с двоюродной сестрой делали стенгазету «Домашняя правда» - насыщали ее текстами модных тогда песен, анекдотами и даже вели рубрику «Новости деревни», рассказывая там душераздирающие подробности о том, как сосед нырял в колодец за упавшим ведром или как в сарае резали свиней (это у нас шло под шапкой «Криминал»).

Когда я сама стала мамой, то тоже захотела устроить дочке «журнальное» детство. Но… зависла у киоска печати с раскрытым кошельком: журналов было много, но в каждом из них меня что-то смущало: сплошные развлекательные задания, бездушные иллюстрации «кислотных» цветов, а мне для ребенка нужен был литературно-познавательный журнал. И решила, что раз идеальное издание я найти не могу, то сделаю его сама.

Так оно и вышло: «Чердобряк» уже несколько лет подряд признают лучшим детским журналом страны, а в прошлом году мы получили звание эксперта детской прессы.

- Откуда взялось такое забавное название?

- Его я придумывала дольше, чем имя для собственной дочери! «Вынашивала» название 9 месяцев: так и сяк вертела всякие интересные словечки, искала что-то русское, детское, яркое и звонкое. Журнал уже пора было официально регистрировать, а он оставался безымянным…

И вдруг однажды зимним днем, поедая на родительской кухне земляничное варенье, я вспомнила бабушкин чердак со стеллажами, шкафчиками, тумбочками и сундуками, заваленными теплыми, родными вещами – «преданьями старины глубокой». Как наяву опять ощутила запах нагретого солнцем дерева и шум дождя по жестяной крыше.

Вот так и «родился» у меня «Чердобряк» — «бряк» к этому художественному беспорядку добавился, чтобы придать ощущения детства, озорства, беззаботности.

- Персонажи журнала тоже очень затейные…

- Да, в каждой вещичке нашего чердака-добряка кто-то живет. В ботинке — любопытный Топошлеп, в глобусе — две мышки-путешественницы, в старом пальто, в граммофоне, в коньках, в кастрюле, в банке с вареньем – везде свои жители. Из их уст читатели узнают, как устроен этот удивительный мир.

-2

- Правда ли, что пензенский «Чердобряк» читают в Европе?

- Да! В Германии, Финляндии, Франции, Литве, Латвии, Эстонии, на Кипре, а также в Великобритании, США, Малайзии и даже в Новой Зеландии!

- Сколько творцов в авторском коллективе журнала?

- За 7,5 лет существования журнала в его создании участвовало около 200 человек. Всех авторов, художников, дизайнеров, корректоров я собирала по разным городам – мы общаемся удаленно, но от этого качество результата не страдает. Вообще, один номер готовится два месяца.

- А можешь вспомнить свой самый авральный день?

- По сути, это любой день подготовки журнала, потому что я совмещаю все функции – бухгалтер, рекламщик, маркетолог, ведущий соцсетей, редактор, иногда даже почтальон. При этом за почти 8 лет работы я получила 0 рублей зарплаты. Для меня журнал – не работа, а любимое дело и детище, видимо, поэтому и получается таким душевным.

- Случались ли за все эти годы форсмажоры в процессе создания журнала?

- Вся наша работа – сплошной форсмажор! У нас нет стационарной редакции, штата сотрудников, но зато есть проверенная примета: если на стадии вычитки мы не находим в журнале ни одного эпикфейла, то в печать его не сдаем, потому что мистическим образом он где-то обязательно притаился.

Однажды – хотя вычитывали журнал в несколько пар глаз - чуть не забыли поставить на обложку порядковый номер и дату! Вышел бы журнал так – нас бы наказал Роскомнадзор. В другой раз под заголовком «Найди 10 отличий» поместили две идентичные картинки. Еще однажды у нас «убежала» буква из крупного заголовка – остался только ее тонкий контур. К счастью, это был детективный номер, и мы объявили в наших соцсетях конкурс на самого внимательного читателя: нужно было найти «беглянку» на другой странице, куда она переползла. За это вручили подарки самым глазастым.

-3

- А происходили ли в «Чердобряке» настоящие чудеса?

- Еще как! Главное чудо в том, что моя семья разрешила мне продать квартиру и взять половину суммы на стартовый капитал для этого проекта… Больше свободных квартир у меня нет, и, признаться, бывали суровые времена, когда из-за безденежья опускались руки – и я говорила, что этот выпуск точно финальный… Но в последний момент волшебным образом из «ниоткуда» появлялась нужная для печати сумма – помогали неравнодушные предприниматели.

Последние три года «Чердобряку» стало гораздо легче – нас взяло под свою «опеку» министерство культуры и туризма Пензенской области. Благодаря их поддержке журнал стал выходить регулярно, и теперь его можно найти во всех библиотеках нашей области. Когда я оказываюсь там, то вижу, что журналы зачитаны почти до дыр, – а это значит, что детям они действительно интересны. Да и педагоги активно используют их для проведения уроков на разные темы.

Ну и, конечно, премия Правительства РФ – это тоже Чудо с большой буквы: я и представить не могла, что провинциальный журнал способен получить такое призвание.

- Ты уже решила, на что потратишь свой заслуженный миллион?

- Во-первых, помогу одной девочке с очень редкой болезнью. У Маши Лопаткиной страшное генетическое заболевание - буллезный эпидермолиз. А если простыми словами, то у ребенка кожа словно папиросная бумага: любое прикосновение вызывает повреждения и жуткую боль. При этом девочка очень творческая, отлично рисует, мы про нее писали в «Чердобряке».
Ежедневно родители делают ей перевязки, но для облегчения страданий нужны специальные мази и бинты.

Определенную сумму я переведу в музей Ежа Петровича в Ярославской области. Это – дело всей жизни одной многодетной семьи: лет тридцать они собирали удивительную коллекцию самых разных игрушечных ежиков. Но в прошлом году музей сгорел до тла… Энтузиасты не опустили руки, кинули клич – люди со всей России шлют им новые экспонаты. Ну а я хочу помочь деньгами на восстановление помещения музея.

Ну и пункт №3 - это оплатить операцию какой-нибудь бездомной собачке. Хочу увидеть, как она снова радостно побежит на прогулку!

Оставшиеся средства я целиком направлю на издание своего нового журнала – над проектом детективный вестник «Агентство Филчер» начала работу в сентябре, и, по традиции, без малейшей идеи, где взять средства на него финансирование. И тут пришла новость о премии. Так что – опять волшебство и авантюра, без которых наша жизнь определенно скучна! Теперь новый журнал точно выйдет в конце февраля.

- Есть ли шанс выжить у детской периодики в мире, которым правят айпады, приложения и Тик-ток?

- Есть. Технологии действительно очень сильно влияют на людей и буквально нас порабощают. Но при этом огромная доля человечества – это кинестетики, которые получают удовольствие от осязания предметов. Таким людям сложно воспринимать текст в электронном виде – и именно для них сегодня выпускаются классные дорогие книги и издаются качественные журналы.

Кроме того, детям важно иметь что-то свое, и это что-то нужно держать в руках – для этого и есть наш «Чердобряк». Так что лет до 12 наличие «печатного слова» для ребенка обязательно, но тут главное – не отбить сомнительным ширпотребом желание погружаться в чтение.
Увы, я вижу, как подобно грибам после дождя плодятся низкосортные журналы, редакции которых не чураются плагиата и нечестной конкурентной борьбы. Они писали художникам «Чердобряка» и пытались переманить их. Они копировали мои личные посты под видом авторских колонок и уверяли, что у нас просто мысли совпали. Они берут количеством, но не качеством: публикуют примитивные лабиринты и ребусы - лишь бы родители заняли детей «на подольше».

Конечно, это продукты-однодневки, и понимающие люди не будут голосовать за них рублем.

-4

- Какая литература нужна современным детям?

- Яркая, динамичная и интересная – как и они сами. Никто уже не будет читать три страницы описания природы – для этого можно открыть старую добрую классику. Современным детям нужно словотворчество, в текстах их цепляет чувство юмора, необычные повороты и то, что может удивить их (хотя это непросто) и позволит заинтересоваться литературой, а через нее - техникой, наукой, медициной.

Но, увы, интернет-магазины полны и неприятного самиздата - из-за отсутствия художественных советов появляются такие шедевры: «И вот медвежонок проснулся, увидел маму, и мама ему сказала: «Давай помоем ручки». Медвежонок помыл ручки, а мама повторяла, как это важно. Потом медвежонок пошел рассказывать своим друзьям, как он помыл ручки…» Уф!... Не надо думать, что дети идиоты! Такое описание действий – это не литература, а графоманство и верный способ отупления общества. Когда мамочки перестанут считать, что это – воспитательно-психологические сказки, этот книжный суррогат себя изживет.

- Как привлечь ребенка к чтению?

- Тут поможет только живой пример – читайте сами, и не с экрана, а с бумаги. Приносите домой новые книги и журналы или вместе запишитесь в библиотеку. Не затыкайте ребенку руки гаджетами, лишь бы не мешал. Если увидели, что в журнале вашему чаду понравился отрывок из новой детской книги (а мы их специально публикуем), обязательно приобретите ее целиком. И следите за шорт-листами хороших книжных премий – например, «Корнейчуковской»: обращайте внимание на авторов-победителей, за ними будущее российской литературы!