О дорожных встречах и "мансийской версии"
Должен сразу предупредить, особенно новичков : разбор обстоятельств похода дятловцев и их гибели был сделан на канале в прежних публикациях.
Смысл "Кино" - конструирование, в форме "сценария", абстрактной "эталонной аварийной группы" в соответствии с азами реального спортивного туризма - для наглядного сопоставления с походом дятловцев. В сущности, это получается скорее энциклопедия реальной туристской жизни и ее опасностей, на фоне которой группа Дятлова - всего лишь один из трагических примеров .
До сих пор для сочинения "сценария" использовались методологические инструкции и статистика по туризму плюс случаи из реальных походов; но в данной, пятой, части придется отойти от этого в несколько неожиданную сторону ! ..
В общем, легкого чтива с незатейливым фантазированием по типу (не могу удержаться !) Профессии Победителя не будет !
Дорожные встречи
Турпоходы, кроме чисто спортивной и природной составляющих, интересны еще встречами с людьми и общением с ними.
При каковом общении не только обсуждаются чисто технические детали (вроде особенностей маршрута и погоды), но и травятся всевозможные байки и легенды ; да и менталитет встречающегося местного люда тоже надо учитывать.
Иногда это может влиять на настроения в группе самым неожиданным образом, воздействуя на впечатлительных членов группы.
Тема это благодатная, но уж очень обширная; поскольку же мы сочиняем все же некий художественный сценарий, и при этом договорились, что дело происходит на Северном Урале, то, для придания истории местного колорита, ограничимся лишь парой местных, уральских, баек, записанных в 1880-х годах (цитирую их по [1]:
Тут верят, что убить лебедя - значит накликать большое несчастье. Вот один охотник убил лебедя - и у него на следующий день жена умерла. Он взял другую, и опять не удержался - убил другого лебедя. И вторая жена умерла. Он женился на третьей - и опять та же история...
-- Жаль, петербургские мужья не знают столь простого и легкого средства. Они б живо собрались на Урал лебедей бить. И просто, и хорошо, и совесть спокойна.
Самое прелестное, что нечто подобное я уже читал у Плутарха (I-II вв) в "Застольных беседах":
Был человек, некто Ператин, и вот однажды он рассказывал:
-- Беда мне, беда! В саду у меня есть дерево, приносящее несчастья: на нем повесилась моя первая жена, потом вторая, и, наконец, третья . И потому я в неутешном горе.
-- Дивлюсь я, что ты убиваешься по этому поводу. Дай мне, пожалуйста, несколько ростков этого дерева, я раздам их соседям - пусть у каждого будет сук, на котором могла бы повеситься его жена !
Каким образом сей сюжет из римской Ахайи повторился через 1800 лет на Урале - вопрос философский.
Вернемся лучше к дятловцам.
Вот еще уральская байка, нуждающаяся в небольшом предисловии :
Пришедшие в эти места еще где-то в 14-15 веках русские быстро уразумели, что для местного, в основном финно-угорского, населения приметные вершины заселены духами - которых русские, понятное дело, не церемонясь, прозвали, "чортами".
И жившие на вершинах гор "чорты" специализировались на том, что насылали на долины метели и вьюги, окутывали горы туманами , а пытавшихся подняться на вершины людей встречали обвалами.
-- А главный их чорт жил на Ослянке. А теперь его нет - на Павдинский Камень ушел, изгнали его. И знаете, кто это сделал ?
-- Старец какой-нибудь праведный ?
-- Нет. Народ приписывает это простому местному пропойце. Нализался раз, да и полез на Ослянку... Чорт оттуда его и камнями, и вьюгами, и градом сбивает, и громом шумит, и в тучу кутает - дапьяному, как известно, море по колено - он все лезет и лезет, да на камнях кресты высекает... В конце концов не выдержал чорт, взвыл да и улетел восвояси... [1, стр 420]
....Кстати, все это страшно похоже на мир Средиземья из "Властелина Колец" в переводе Муравьева - там даже речка Ветлянка есть, а толкиеновские описания Могильников словно срисованы с уральских лысых сопок с мрачными останцами...
Попробуйте прочувствовать это, чтобы немножко понять, в каком фэнтэзийном мире порой наяву оказываются реальные туристы... и хотя бы те же дятловцы...
Злые духи за работой
(это название главы из книжки Дж. Даррела "Перегруженный ковчег")
Отсюда плавно переходим к оценке риска "конфликта на религиозной почве с местным населением ", а конкретно - с манси.
Тем более, данная версия до сих пор продолжает пользоваться популярностью (по результатам опроса на канале, ее придерживается около 4,5% ответивших).
При этом, однако, еще ни один из сторонников "мансийской" версии не смог внятно ответить на элементарный вопрос: а религия манси вообще допускает, хотя бы в принципе, необходимость физического наказания , а тем более убийства чужаков - "святотатцев" ?
Так что мне пришлось разбираться с этим самому , просто из любопытства (что и вызвало большую паузу после предыдущей части "Кино").
Теория
С теорией никаких проблем в принципе нет: по всем описаниям, религия манси - это типичный образец примитивных природных политеистических верований - смесь шаманизма, тотемизма и анимизма, а в конечном счете - персонификация природных сил.
Существуют видимый мир, существует подземный, существует потусторонний: все это населено всевозможными духами и богами - от душ предков и животных до духов местности и высших богов; все они связаны иерархией подчинения (низшие духи служат высшим, и т.д.).
Верховное женское божество в мансийской религии - богиня-мать Калтась-эква с эпитетом "Золотая" - вот вам и пресловутая "золотая баба"; искать некий "золотой идол" тут - все равно что искать идол гомеровской "с перстами пурпурными Эос".
Так вот, подобные верования существовали по всему земному шарику - от австралийских аборигенов до эскимосов и от африканских банту до амазонских индейцев.
И что для них общее - никому из верующих и в голову не придет мстить за какое-то там оскорбление духа или бога.
Потому что оные духи и боги сами прекрасно с этим справляются - они, знаете ли, отнюдь не беспомощные девицы, нуждающиеся в защите.
Основа концепции наказания в подобных верованиях - то , что за обиду сверхъстественного существа и наказание будет сверхъестественным ! (кому интересно, отправляю к монографии Э. Тейлора "Первобытная культура")
Вот вам образчик, как это работает: :
– Маса, жители Финешанга очень недовольны тем, что вы сюда пришли.
– Как?!
– Вчера они натравили на вас злых духов ю-ю.
Впервые в жизни на меня натравили злых духов, и меня интересовало, что из этого получится. Я не считаю ю-ю просто выдумкой и ерундой, злые духи в Африке – вполне реальная грозная сила; я знаю множество случаев, объяснить которые, не примешивая сюда злых духов, очень трудно. Простейшим и наиболее распространенным фактором влияния ю-ю является то, что жертва всегда знает о преследовании ее злыми духами, это решает половину дела. <....,>. Если убедить человека в безграничном могуществе злых духов и неотвратимости их заговора, он действительно заболевает и умирает.
(Дж. Даррелл, "Перегруженный ковчег")
(несмотря на предупреждение, Даррелл таки отправился на запретную гору и хлебнул там лиха - попал под страшный ливень, свернул ногу и едва не утонул в селевом потоке. )
Впрочем, есть в таких верованиях еще один элемент -священные места, святилища, в какой-то степени выполняющие роль храмов в более развитых религиях.
Причем они могут быть не только общенародными и общеплеменными, но и семейными.
У манси, например [2]:
Священным может быть любое место: какая-либо сопка, возвышенность, необычного вида останец, или место, где когда-то произошло памятное событие. В понимании охотника манси места эти - территории заповедные, особые. Негласный запрет существовал на охоту, а также на любой род повседневной деятельности. Не приветствовалось посещение этих мест женщинами, а также юношами, не достигшими совершеннолетия. <......>
Такой священной землей (ялпынг ма) на Вишерском Урале являлось одно из мест Молебного Камня, а также ряд территорий в тундрах Яны-Емты и Вишерского хребта. <.......> Неподалеку от них находились местные родовые святилища, которые тщательно скрывались и посещались только в исключительных случаях.
А вот о известной всем интересующимся группой Дятлова речке Вижай:
Особый статус этому месту, видимо, придавала и текущая вдоль восточного склона Молебного река Вижай (Вежа-ю) – буквально «священная река».
С подобными святилищами и тотемами ("идолами") ситуация чуть хитрее, т.к. непочтение к ним со стороны посторонних может вызвать неприязнь со стороны тех, кто их почитает - но вот приводит ли это к агрессии со стороны почитающих ?
Опять-таки нет: "своих", знающих о значении места, еще могут осудить, а с чужаков-то , о том не знающих, какой спрос ?
Наглядный пример есть у того же Плутарха: в Афинах, с их не в пример более развитой религией, "своих" могли реально казнить за оскорбление местных храмов и святынь ; но когда однажды приезжие из соседнего города Хиос перепились и нагадили в местном храме, возмутив весь город,
афиняне, посовещавшись, не стали наказывать гостей, а вместо того пустили по улицам глашатаев, объявивших :
-- Хиосцам дозволяется гадить !
-- что ж, дескать , с некультурных свиней-чужаков взять ?! Не ведают что творят.
Еще одна типичная история из этой же оперы - как в 1907 г русской экспедицией был найден мертвый город Хара-Хото в Китае : для местных он давно стал чем-то сакральным, куда вход посторонним запрещен; но когда руководитель русской экспедиции нагло потребовал от местного князька предоставить проводника до города - никакого сопротивления не последовало.
Местным просто неприятно, когда чужаки посещают их святыни - но и только. Это не повод для агрессии.
Практика
Резюмируя теорию: в подобных верованиях наказание чужаков-"святотатцев" силами верующих не предусмотрено, с этим справляются сами духи и боги, а верующим в таких случаях, наоборот, лучше держаться от места расправы подальше, чтоб случайно не подвернуться рассерженному духу под руку.
Для практической же проверки этого утверждения мне пришлось перелопатить около 1000 страниц текстов - все ради поиска хотя бы одного подтвержденного случая нападения манси на чужаков по религиозным мотивам.
И искал я это даже не в советских источниках (теоретически, это тогда могло замалчиваться), а в дореволюционных, начиная с первых описанных контактов уральских угрофиннов (тогда называемых вогулами) с русскими и прочими пришлыми людьми.
Результат : ну не было таких случаев зафиксировано ! Ни одного !
На рубеж Урала русские (новгородцы) вышли еще в XII-XIII веках - сначала на Полярный, потом медленно продвигались на юг, объясачивая местное население, т.е. налагая на него дань - довольно скромную, по несколько шкурок белок и соболей в год.
Вооруженные стычки с вогулами происходили до петровских времен - но именно по поводу ясака и установления русского контроля над территорией, а уж никак не по религиозным поводам.
Впрочем, с начала XVI века и вплоть до середины века XVIII , даже после похода Ермака, продвигавшимся на юг и уже перевалившим Урал русским в этих краях куда больше досаждали башкиры и татары, чем державшиеся в стороне от всего этого вогулы.
С русскими пришло и христианство [3, стр 113] :
Во времена Дмитрия Ивановича Донскаго, царствовавшего въ Москве съ 1362 г явился мужъ, исполненный разума , вѢры и твердости, дабы вывесть сiи народы изъ тьмы заблужденiй и озарить истиннымъ свѢтомъ Евангельского ученiя. Сей есть Святый Стефанъ, рожденный въ Устюге от российскихъ родителей....
Каковой Св. Стефан окрестил край, основал первую на Урале Пермскую епархию и благополучно скончался от старости ; никто из новообращенных и не думал ему угрожать.
Процитированный источник, между прочим, составлен в 1790-х годах ; за последующие 100 лет вогулы и русские еще больше сблизились, делить им было нечего.
Христианизация местного населения была, конечно, в изрядной степени поверхностной, и традиционные верования они все равно сохранили; но, во всяком случае, народы друг к другу привыкли - и к вере соседей тоже, и зазря друг друга не обижали.
Тогда же местные вогулы получили и христианские имена и русские и татарские фамилии .
В огромных по объему очерках Немировича-Данченко и Бельдыцкого [1,4] (1880-1910 гг; там, кстати, упоминаются и известные из УД дятловцев фамилии Бахтияровых и Анямовых) про вогулов пишется и рассказывается что угодно (в том числе, кстати, и о привнесенном цивилизацией поголовном пьянстве у них) - только не о том, чтобы они проявляли агрессию к чужакам по поводу своих святилищ и молебных мест !
Даже когда в середине XIX века на Урале началась "золотая лихорадка" и масса нищих и безоружных одиночек кинулась в леса мыть золото - опасаться им приходилось кого угодно (таких же старателей или беглых каторжан, например) , но только не манси.
Я нашел одно-единственное упоминание о случае "религиозной" угрозы [4, стр 53].
Не перепечатываю, читайте сами:
Но, во-первых, рассказывает это вогул об остяках - лесных "конкурентах", с которыми у них застарелая неприязнь (кстати, эта неприязнь проявилась и в УД группы Дятлова - там один из Бахтияровых на допросе у Иванова обозвал остяков "совсем дикими"), во-вторых, "хотеть убить" - еще не значит реально убить; не сказано, чем там дело кончилось, и, в-третьих, на фоне описанного в отрывке постоянного приворовывания чужаками мелких жертвоприношений в молебных местах, будь у манси обостренная реакция на это - подобных случаев было бы куда больше, не так ли ?
И еще один нюанс.
Ни новгородские ушкуйники XII века, ни казаки и царские регулярные части последующих времен, ни тем более татары с башкирами, ни даже русские крестьяне и охотники вовсе не были робкими и беспомощными, и конфликтовать с ними из-за потусторонних духов вогулам было совершенно ни к чему, да и себе дороже.
В [3] есть данные по численности местного населения на конец XVIII века - на огромные по территории (с какую-нибудь современную Чехию) местные уезды приходилось уже порой по паре десятков тысяч русских, татар и башкиров - и от силы по паре-тройке сотен "туземцев" !
Уже в XVI веке в устье Лозьвы был основан одноименные русский острог для контроля над территорией (правда, скоро заброшенный из-за проблем с судоходством).
Какие уж тут религиозные войны...
Давайте прикинем насчет тех же дятловцев: это семеро здоровых парней плюс две тоже отнюдь не слабые девушки (предки Зины, кстати, судя по фамилии - из уральского городка Колмогоры, основанного в XVII веке, а уж о крепости местных уральских "баб" с великим почтением пишут все дореволюционные авторы !).
И сколько же надо зловредных манси, чтобы выгнать эту группу на мороз из палатки, не прибегая к холодному и огнестрельному оружию, а потом не пускать их обратно ?
Двадцать ? Тридцать ?
Простите, а сколько понадобится времени, чтобы собрать столько крепких мужиков, если эти манси рассеяны небольшими семьями по огромной территории, и при этом они просто не могут вот так взять и оставить без надзора свои оленьи стада ?!
Для примера : в 1931-1934 г. в бассейне Оби случилось т.н. Казымское восстание хантов и ненцев, недовольных "раскулачиванием" (произвольные реквизиции оленей) и особенно "всеобучем" - чтобы учить детей грамоте (сама по себе затея хорошая) , новая советская власть стала забирать детей кочевников в интернаты, насильно отбирая их у родителей...
В общем, чтобы несколько сот тундровых и таежных кочевников смогли, наконец, собраться вместе и сорганизоваться, им понадобилось больше года !!!
А минимум пара десятков кочевых оленьих пастухов и охотников, необходимых для мифического "наказания" дятловцев, смогли вдруг оперативно собраться за пару дней ?! Не смешите мои тапочки...
Резюмируя....
Нет, приплетать в наш сценарий похода условной группы угрозу от местных жителей , преследующих ее по неким религиозным соображениям - это чушь.
Такой сюжет можно ввести для "расцвечивания" фильма, ради местного колорита (причем местные пейзажи и сказания очень сильно напоминают мрачную и зловещую атмосферу "Властелина Колец") - но и только.
И еще, пожалуй, эта зловещая атмосфера и предупреждения о сверхъестественном наказании для непочитающих "Мертвую гору" могут добавить группе мистических предчувствий...
Но и все !
---------------------------------------
Источники:
[ 1 ] В. И Немирович-Данченко "Кама и Урал"
[ 2 ] Покинутый мир чердынских манси
[ 3 ] Попов Н.С. Историко-географическое описание Пермской губернии, сочиненное для атласа 1800 г.
[ 4 ] Белдыцкий Николай. Очерки Вишерского края (1899)
---------------------------------------
В следующей части "Кино" займемся выбором наиболее опасной местности , где с нашей "аварийной группой" может случиться трагедия.