-Лена, сходи посмотри, время на часах. Не пора включать новости по телевизеру?
Бабушка с подругами пили в столовой чай, а меня она отправила в "зал " посмотреть время на жестяных ходиках. Часы мне очень нравились. Циферблат был покрыт цветной эмалью, сверху над ним нарисованы медвежата, играющие на поваленном бурей стволе. Внизу качался золотистый маятник, а гирька была выполнена в виде еловой шишки.
Подруги - баба Маня и баба Домна, замерли.
-Нюра, а что она по часам уже понимает? -спросила баба Маня.
-Конечно, - спокойно ответила моя бабуля, -ей уже четыре года.
В душе она ликовала! Ведь Домнин Серёжка, мой ровесник, совсем недавно научился только сносно разговаривать. А Манин Юрка, хоть и постарше, но время ещё не понимал.
Я резво сбегала к часам, доложила время. Но бабушкин цирк ещё не закончился.
-Лена, возьми газету, прочитай нам про погоду.
Я не только шустро нашла место, где печатают прогноз, но без запинки прочитала все сложные слова, типа "антициклон" и "атмосферное давление", хотя смысла их , конечно, не понимала.
Тут бабули заподозрили подвох.
-Нюра, это ты её научила.
Бабушка и здесь не сдалась.
-Лена, почитай на первой странице, что там в Кремле делается.
Я стала читать отчёт о работе Политбюро ЦК КПСС.
Бабушки восхищённо заохали, моя бабуля сияла.
Она очень меня любила и всегда находила повод мной гордиться.
Всё моё дошкольное детство прошло с бабушкой. Я никогда не ходила в детский сад. Иногда мамины подруги говорили, что полезно отдать ребёнка в сад для подготовки к школе.
Кстати сказать, в то время, а в школу я пошла в 1970 году, от детей совсем не требовали в первом классе навыков чтения и письма.
В первом классе только -только, с помощью учителя, начинали учить буквы. Поэтому мне и ещё одному мальчику, который тоже читал бегло и уверенно, учительница разрешала на уроках чтения просто тихо читать свои книжки, в то время когда весь класс по слогам тянул : "МА-МА, РА-МА."
Поэтому в плане знаний и учёбы, не думаю, что детский сад мне бы сильно помог.
Но вот в плане социализации, вероятно, да.
Конечно, деревенское детство, когда вечером на улицу играть выходили двадцать - тридцать ребятишек разных возрастов, научило меня, что плохо быть ябедой, жадиной, трусихой. Что "один за всех, а все за одного", "сам погибай, а товарища выручай", "семеро одного не ждут" и прочим законам советского детства.
Но вот некоторые бытовые сложности, возникающие при коллективно-общественной жизни у меня в последующем возникали.
Мне всегда было очень некомфотно в общих раздевалках, банях, душе, уже не говоря про всё остальное. ...
А в советское время таких "удобств " не имеющих отдельных кабинок, хватало.
И я вот думаю, если бы был у меня опыт коллективного сидения на горшках, может было бы легче?
И, на самом деле, возможно, и характер был бы другим, если бы с плёнок росла в коллективе? Я себя считаю интровертом. Детство с бабушкой виновато?
Хотя иногда, слушая рассказы знакомых, о садиковских душевных травмах, которые помнятся всю жизнь, с благодарностью вспоминаю свою бабулю, её воспитание и любовь.
А вы как считаете, нужен ребёнку детский сад?