Найти в Дзене
Десертный возраст

Если не случится глобальной катастрофы, то весь 21-й век мир будет трясти.

Не так давно шли переговоры России сначала с США, затем с НАТО и ОБСЕ – это дипломатическая схватка вокруг гарантии безопасности или на карту сейчас поставлена нечто иное, может быть, даже нечто гораздо большее? Я думаю, что это многослойный пирог. Безусловно, речь идёт и о безопасности, и о выработке новых правил игры в условиях, когда США не является 100% гегемоном, когда Европа находится в раздваивании. Посмотрите, что за люди пришли к власти в Германии. По сравнению с ними Меркель - это просто гигантесса, хотя, она и выглядит как пигмей, по сравнению с Колем, Шрёдером; посмотрите и на Макрона. Европа, на самом деле, сыпется и даже непонятно кто будет сборщиком вот этой Европы. Но свято место пусто не бывает, должны быть какие-то новые правила, я думаю, что российское руководство очень хорошо почувствует этот момент, что здесь можно говорить не только о проблемах безопасности, хотя безопасность очень важна, особенно в тех условиях, когда у Европы нет европейского наместника в США, г
 Фото автора GEORGE DESIPRIS: Pexels
Фото автора GEORGE DESIPRIS: Pexels

Не так давно шли переговоры России сначала с США, затем с НАТО и ОБСЕ – это дипломатическая схватка вокруг гарантии безопасности или на карту сейчас поставлена нечто иное, может быть, даже нечто гораздо большее?

Я думаю, что это многослойный пирог. Безусловно, речь идёт и о безопасности, и о выработке новых правил игры в условиях, когда США не является 100% гегемоном, когда Европа находится в раздваивании. Посмотрите, что за люди пришли к власти в Германии. По сравнению с ними Меркель - это просто гигантесса, хотя, она и выглядит как пигмей, по сравнению с Колем, Шрёдером; посмотрите и на Макрона. Европа, на самом деле, сыпется и даже непонятно кто будет сборщиком вот этой Европы. Но свято место пусто не бывает, должны быть какие-то новые правила, я думаю, что российское руководство очень хорошо почувствует этот момент, что здесь можно говорить не только о проблемах безопасности, хотя безопасность очень важна, особенно в тех условиях, когда у Европы нет европейского наместника в США, гауляйтера нет. Вот, Меркель была гауляйтером, у Макрона быть американским гауляйтером не получается и в этой ситуации нужны, конечно, новые правила. Логика, простая: «Ребята, вы сыпитесь, вы сыпитесь!" И у нас положение тоже очень сложное, но мы привыкли затягивать пояса, а вот у вас с этим будет очень проблемно, поэтому, давайте, договоримся о неких правилах.

 Фото автора Johannes Plenio: Pexels
Фото автора Johannes Plenio: Pexels

Получается, что привычной дипломатии больше не увидим, надо привыкать больше к эмоциям, к угрозам и даже к мемам, которыми стали обмениваться не только политики, но и дипломаты?

Да, конечно, дело в том, что эпоха стабильности уходит. Это постсоветская эпоха 30-ти лет после разрушения Советского Союза; она была интернациональной. Мы ещё жили по инерции той эпохи, которая предшествовала разрушению Советского Союза. Я ещё несколько лет тому назад сказал, что постсоветская эпоха в мире, не только в СССР заканчивается, начинаются новые игры. Мир вступает в период, который внешне, я подчёркиваю внешне, потому что все исторические аналогии носят поверхностный характер, но внешне эта ситуация напоминает, так называемый длинный 16-й век. Длинный 16-й век это период между 1453 годом и окончанием столетней войны, разрушением Константинополя и 1648 годом, это вестфальский мир, когда были определены новые правила на несколько сотен лет вперёд, хотя, за вестфальским миром пришёл венский мир, затем версальский, затем ялтинский мир. Мальтийский мир не получился.

 Фото автора Jose Antonio Gallego Vázquez: Pexels
Фото автора Jose Antonio Gallego Vázquez: Pexels

Когда М.Горбачёв в Ватикане и в Мальте сдал соцлагерь и Советский Союз, сказал: «Ну, вот и наступил мальтийский мир, вместо ялтинского», но мальтийский мир оказался не порядком, а хаосом. И вот этот период инерции, он закончился. Мы вступаем в совершенно новый мир, и здесь будут игры, правила традиционный дипломатии действительно уходит в прошлое. Может быть когда-нибудь восстановится стабильный мир, всё вернётся в некое стабильное состояние, но я думаю, что это произойдёт не скоро, если не случится глобальной катастрофы, то весь 21-й век мир будет трясти.

А. Фурсов