Существует мнение, что фантазия - это хорошо, а враньё - плохо. Не будем отходить от данной аксиомы.
Наши старшие мальчишки, 4 и 5 лет, вошли в тот возраст, когда фантазии иногда заменяют истину.
Учась в педагогическом, нам на любой методики обучения (на занятиях по психологии тем более) в очередной раз сообщали, что воображать и фантазировать должен каждый человек, независимо от возраста. И чем раньше человечек этому научится, тем лучше для развития его мышления.
Средний сын чаще всего фантазирует в свою пользу. Может в мельчайших деталях рассказать и не разу не запнуться, как он только что помыл руки, чем пахло мыло, и как он еле дотянулся до полотенца. Несколько раз его рассказ на меня действовал - потом приходилось проверять.
Ещё он может с лёгкостью додумать что-то о любом событии.
- Был ли сегодня в садике Максим?
- Нет, мамочка. Он сильно заболел, теперь он лечится дома. Он кашляет. Придёт теперь очень нескоро.
- Откуда ты это знаешь?
- Просто знаю.
Максим всего лишь день пропустил в саду, он не заболел.
Старший такой фантазией не обладает. Он не умеет придумывать не ходу, тем более на бытовые темы. Ему проще сказать, как есть. Он своё воображение использует в играх: разыгрывает какие-то истории с игрушками - чаще всего кто-то кого-то съедает, нападает на кого-то, разрушает что-то. Из конструктора он строит самолёты, машины, космические корабли по своим выдуманным "чертежам".
Ещё ранее оба научились пользоваться предметами не по назначению. Стулья становились машинами, стол с одеялом сверху домиком. Насадки для миксера, крышки от кастрюль, верёвочки, банки из-под смеси. А какое раздолье для фантазии в обычных картонных коробках? И дом, и машина, и корабль.
На заданные темы пока мальчишки ничего придумать не могут. Рассказывают, опираясь на свой опыт и то, что уже видели, в чем участвовали.
А как необходимы фантазия, придумка и воображение в школе. На уроках в первом классе всегда звучит вопрос: на что похоже? Это же анализ надо применить. Или: придумайте рассказ по картинке, придумайте текст, используя данные слова, придумайте, чем могла закончится сказка, придумайте новое начало сказки. А ведь многие дети этого не могут сделать.
Надо уметь фантазировать, как Стасик и Мишутка из рассказа Н. Н. Носова "Фантазеры", а не обманывать, как ещё один герой произведения Игорь. Фантазия никогда не навредит человеку, если только она не является ложью.
Во взрослой жизни тоже встречаются и фантазеры, и обманщики. Кого больше, я не знаю.
Моя подруга, она тоже учитель начальных классов, говорит, что у нас два профессиональных праздника - день учителя и день рождения Г. Х. Андерсена. Учителя - те же сказочники. Столько приходится выдумывать, чтобы дети запомнили, выучили, поняли. А сколько приходится выдумывать историй о пропаже буковок, убежавших числах. А сколько можно почерпнуть нужного из произведения "В стране невыученных уроков"?
С мальчишками тоже сейчас приходится много всего с помощью придумок объяснять. Собачка Соня "рассказывает" про электричество, Мойдодыр "приходит" к неумытым трубочистам, а двое из ларца могут за мальчишек есть мороженое и пирожное. Ещё же есть великий Нехочуха. У мужа воображение не так фантастически фантазирует, и ему проще отмолчаться. Вдруг детям надоест о чём-то у него выспрашивать? Или можно стрелки на маму перевести.
Так что мы пока все выдумки списываем на фантазию, а не на враньё.