Инга Омаровна, сколько лет Вы преподаете?
Я преподаю с 2000 года, получается, что уже 21 год. Я работала в разных местах – музыкальной школе, Доме творчества. А сейчас у меня своя школа вокала в Москве.
Что самое трудное в Вашей профессии?
Самое трудное, это когда ты волнуешься за своих учеников, когда они на больших проектах. Это колоссальная нагрузка – отбор, бесконечные репетиции, иногда меняем репертуар, я даже ночью что-то придумываю, все время в этих мыслях - что добавить, как улучшить. Несколько лет назад у меня 7 человек прошли на «Голос. Дети», это была огромная радость, поскольку школа у меня небольшая, но вместе с тем и большая ответственность, потому что 7 человек – это очень много. Когда были съемки, я три дня была с утра до ночи на ногах - на репетициях с оркестром в «Фонографе», плюс с каждым ребенком нужно было провести репетицию. И это огромное волнение. После съемок очень тяжело отхожу, ведь всей душой болею за каждого ребенка.
Как Вы выбираете репертуар?
Я смотрю на самого ребенка, даю репертуар соответственно голосу, типажу. При этом даю песни на разных языках. У нас поют на русском, английском, французском, итальянском.
С какого возраста Вы берете учеников?
С 5 лет. У меня занимаются и дети, и взрослые.
Как понять, что песня подходит ребенку? Сколько песен должно быть в репертуаре?
Сразу угадать довольно сложно, какую песню взять, я прошу выучить куплет и припев. И дальше смотрю, как идет работа. Все зависит от целей. Позорно иметь в репертуаре 5 песен, нужно 10 -15 готовых песен.
Вам часто задают вопрос: «А как попасть на телепроект «Голос»?
Это, пожалуй, самый частый вопрос. Когда я провожу прослушивание, то после него у меня стандартный вопрос: «Какие у Вас цели?». И, как правило, ответ: «Мы хотим на «Голос». Или другая ситуация, когда приводят ко мне детей, которые уже обучались где-то, в других учебных заведениях, кто-то 6 лет, кто-то 8 лет. Но видят, что нет роста, просят помочь и спрашивают, как попасть на «Голос». Я вижу, что ошибка педагогов – это неправильно подобранный репертуар. Или ребенок поет все, как в караоке, то есть не меняет мелодию, без своей интерпретации, идет просто копирование. Так нельзя. Мы всегда поем первый куплет и припев, как оригинал, а дальше – идет интерпретация. В каждой песне творческий подход, это совместная работа с учеником. Мы пробуем разные варианты.
Как избавиться от сценического волнения?
Часто дети в классе поют очень хорошо, мы много времени уделяем чистоте интонации, я не выпускаю ребенка на сцену, если он поет мимо нот. Но бывает так, что от волнения на сцене он начинает петь мимо. В этом случае я говорю, что нужно больше выступать и регистрирую детей на различные конкурсы.
Есть ли в Вашем классе конкуренция? Ведь у Вас много ярких учеников.
Конкуренция, несомненно, есть. Но она помогает росту. Иногда я говорю прийти кому-то пораньше, чтобы послушать другого ученика. Ведь мамы хотят, чтобы ребенок хорошо пел. Но это не так просто. Это труд, это как спорт. Это мышцы, их надо постоянно тренировать. Иногда даже самые талантливые дети не понимают, зачем нужно столько трудиться. И тогда я показываю других ребят, более сильных, мотивирую их. Они видят, к чему нужно стремиться и начинают лучше стараться.
Чем отличается Ваша школа от других?
Мы добиваемся вокальной техники, мы учим не просто петь по нотам, а специализируемся на мелизмах. Регулярно придумываем и практикуем сложные распевки на мелизмы. Это наша такая фишка.
Сколько раз в неделю с педагогом Вы посоветуете заниматься вокалистам, чтобы достичь результата?
Два раза в неделю – это, честно говоря, для общего развития. Это очень мало. Кто у меня проходит на «Голос», те занимаются минимум четыре раза в неделю. Это минимум. Это труд, как спорт, как изучение иностранного языка. Например, чтобы стать пианистом, нужно играть на инструменте 5 часов в день, а то и больше. Здесь тоже самое. Конечно, петь по 2-3 часа сложно, мы занимаемся по 1 часу или по 1,5 часа в день, но некоторые дети у меня занимаются ежедневно. Кроме этого они дома учат тексты, закрепляют, в классе у нас в основном творческая работа.
Наработать вокальную технику очень непросто, этим нужно жить, это нужно любить. Когда мои собственные дети были помладше, если какой – то мелизм у них не получался, то они без конца его отрабатывали - за столом, в ванной, за уроками. И отсюда результат.
Вы можете привести пример трудолюбия на примере своих учеников?
Когда Алисе Трифоновой (финалистке «Голос. Дети – 8 » ), было 5-6 лет, ее ко мне привела мама. Я не увидела в ней особых данных. С ней всегда приходилось заниматься дополнительно. Но на протяжении 7 лет она просто «пахала» каждый день. Я ее часто вывозила на разные конкурсы, там жюри делали ей замечания – зачем она берет такие сложные песни, ей еще рано выступать, были низкие места. Но она не сдавалась. Два года назад она стала брать Гран-При на конкурсах. На «Голос. Дети» она прошла с 5 - го раза. И стала финалисткой телепроекта. Она очень трудолюбива. Я всегда ставлю ее в пример своим ученикам.
Иногда приводят на прослушивание талантливого ребенка, но он не готов трудиться. Труд ребенка важен на 90% для результата.
Вы разрешаете родителям присутствовать на Ваших уроках?
Да, у меня всегда родители сидят на уроках. Только от треугольника: мама, ребенок, педагог может быть хороший результат. Родители видят все шаги ребенка с начала, до результата. Это очень затягивает родителей, они ездят на все конкурсы, придумывают костюмы.
Вы слушаете музыку в свободное время?
У меня с утра до 8-9 вечера на работе громкая музыка, дети не должны шептать, он должны петь на опоре. Я очень устаю от музыки, поэтому дома у меня тишина, и даже в машине я не включаю радио. Я стараюсь больше отдыхать от звуков.
Почему Вы выбрали профессию педагога?
Несмотря на то, что у меня очень энергозатратная работа, я живу музыкой, вкладываю душу и сердце, меня вдохновляют и восхищают мои крутые ученики, это моя гордость.
Какие у Вас ближайшие творческие планы?
Мы готовимся на «Голос. Дети». А в ноябре планирую сопровождать ученицу на конкурс в Чехии.
Материал опубликован в 1 выпуске журнала "Музыкантофф".