Речь в статье не столько про пилотов, в частности командиров воздушных судов (КВС) гражданской авиации, сколько про людей, чья профессия требует высокой социальной ответственности (авиадиспетчер, специалист технического обслуживания, врач и многие другие) и про то, как на представителей этих профессий влияет стресс, усталость, психические расстройства.
В качестве иллюстрации мне захотелось привести случаи роковых ошибок двух КВС и людей, допустивших этих пилотов к управлению самолётом.
Первый случай произошёл 24 марта 2015 года. Андреас Любиц был вторым пилотом Airbus A320 компании "Germanwings".
Цитата из статьи журнала "Сноб":
"На записи из "черного ящика" слышно, как капитан выходит из кабины и просит Любица взять управление на себя. Оставшись один, второй пилот включает мониторинговую систему, чтобы снизить самолет с 12 тысяч метров до двух. Затем блокирует дверь. Командир через интерфон требует впустить его обратно в кабину, но Любиц не отвечает. Он также не реагирует, когда диспетчеры просят его отозваться. Неизвестно, находится ли он в это время в сознании. Первый пилот пытается выбить дверь. Любиц не произносит ни слова, его дыхание остается спокойным. Пассажиры не понимают, что происходит. Их крики раздаются только в последнюю минуту — прямо перед тем, как самолет врезается в гору на скорости 700 км в час".
В тот день аэробус А320 разбился в Альпах, унеся жизни 150-ти человек.
При этом многие знали, что Любиц страдал от хронической тяжёлой депрессии и лечился у психиатра. К тому же журналисты выяснили, что Любиц, до момента катастрофы, тяжело переживал разрыв отношений со стюардессой. В качестве причины крушения следствие привело версию о его самоубийстве.
Однако прокурор Марселя так высказался на этот счёт:
"Когда вы несете ответственность за 150 человек, я не думаю, что это можно квалифицировать как самоубийство".
Второй случай произошёл ночью 19 марта 2016 года. Boeing 737-8KN авиакомпании "Flydubai" выполнял регулярный пассажирский рейс по маршруту Дубай-Ростов-на-Дону. Из-за плохих погодных условий пилот не смог посадить самолёт с первого раза и пошёл на второй круг. Однако вторая попытка закончилась катастрофой - погибли все находившиеся на борту боинга 62 человека - 55 пассажиров и 7 членов экипажа. Пилотам других авиалайнеров удалась удачная посадка.
Следователи пришли к выводу, что причиной крушения самолёта стали ошибки пилота в результате психологического переутомления на работе. Предположительно, когда пилот оказался в стрессовой для себя ситуации, он впал в ступор и не смог оперативно найти верное решение и отреагировать.
Перед тем как допускать пилотов, и других специалистов, к выполнению их профессиональных обязанностей, сопряженных с высокой ответственностью, необходимо убедиться не только в их благополучном физическом самочувствии, но и уделить достаточно внимания психическому состоянию.
Парадоксально, что некоторые авиакомпании игнорируют усталость пилотов, их психические проблемы, чтобы не потерять в доходах, а в результате терпят большой финансовый и репутационный ущерб, не говоря уже о массе унесённых жизней.
Так после крушения Аэробуса 320 компании "Germanwings" люди ещё долгое время избегали летать на её самолётах.
В фильме "Чёрный ящик" производства Франции подняты важные вопросы моральных ценностей, среди которых и ответственность перед множеством других людей и их семьями.
Спойлер
Крупная авиастроительная компания тайно проводит эксперименты с пассажирскими самолётами во время их полёта с целью усовершенствования. Один из таких экспериментов заканчивается крушением авиалайнера Atrian 800 с гибелью трёхсот человек.
Матьё, аналитику авиакомпании, которой принадлежал самолёт, поручают расшифровать записи бортового самописца ("чёрного ящика") Atrian 800.
У Матьё очень ответственная работа - его выводы могут помочь предотвратить авиакатастрофы в будущем.
Несмотря на внешнюю неуверенность главного героя, его эмоциональную уплощенность, некоторую аутичность, сложности в коммуникации, он проявляет маниакальную увлеченность расследованием, очень скрупулезен, обращая внимание на малейшие детали, очень чувствителен к звукам.
Возможно у Матьё синдром Аспергера, однако его особенности не просто выделяют его из многих своей эксцентричностью, но и позволяют замечать то, что не могут заметить другие.
Вывод.
Как минимизировать влияние человеческого фактора в профессиях высокой социальной ответственности?
Безусловно, следить за своим физическим и психическим здоровьем, своевременно отдыхать, восполнять внутренние ресурсы, не пытаться решить свои проблемы в одиночку, просить помощи у близкого окружения, проходить личную психотерапию, отказываться от работы, если чувствуешь, что устал, совершенствовать знания и профессиональные навыки, особенно в стрессовых условиях.