Прихожу к выводу, что есть, но очень мало. В очень редких случаях. И подчас не там, где её ожидаешь увидеть.
Многое преподносится, как любовь. Ароматы манят за версту. Велико предвкушение великого. Понимаешь, что сейчас будет вкусно. Так вкусно, как будто амброзию ешь и душой молодеешь.
А на деле?
Увидел - полюбил.
Вы в это верите? Я - нет.
Влюбился? Да. Так бывает очень часто. Но чтобы случилась любовь, секунды мало. Особенно, если люди даже не разговаривают и не проводят время вместе, а просто встретились взглядами.
Понятно, что легче любить воображаемый образ, чем живого человека. Какое поле для великой любви! Можно так сладко петь и так сильно чувствовать! А стоит оказаться рядом с возлюбленной, когда ей нездоровится или неможется... Когда ей требуется реальная помощь, когда нужны реальные действия...
Ой, нет. Любовь ушла. Пламя чувств угасло. Не моё. Мотылёк обознался.
Или, например, как у Анны Карениной и Вронского.
Любовь там?
Скучала дама. Сама себе драму устроила.
Не, я сама такая. Люблю чувства. Люблю эмоции. Чем сильнее, тем лучше. Но разум никто не отменял. И бегать бы мне от одного к другому не хотелось. И дочь свою бросать - это не о любви. Это скорее о чём-то болезном и хвором. То, что не приносит ни радость, ни успокоение, ни гармонию.
Все эти метания - игра на публику. Или просто попытка испытать что-то великое, но при этом не желая ничего продуктивного делать. А что?
Рецепт великой любви в классике прост: будь несвободной, влюбись в другого, начни страдать и приносить страдания другому. И всё. О тебе будут говорить несколько веков, да не верится мне в такую любовь. Не пахнет она любовью. Не похожа она на любовь.
Агония - да. Эгоизм во всей красе - да. Желание приукрасить жизнь - да. Любовь от скуки... Вот. Наверное, самое точное определение.
Если не хочешь обретать любовь в браке сложным путём, то идёшь путём простым и ищешь любовь извне. Дальше можно подбирать самые яркие метафоры, самые креативные образы, самые... Ну всё самое-самое. Чем больше ком проблем, тем лучше. Главное, вне семьи. Ах, что за нравы...
И ещё можно было бы списать всё на то, что бедняжек замуж против воли отдавали. А сейчас? Сейчас тоже отдают? Так ведь и сейчас дама спешит в ЗАГС, чтобы потом скучать рядом с опостылевшим мужем и искать приключения на стороне. Любовь? Не, не слышали. Не знаем. Не верим. Но прикрываемся любовью.
Сейчас, кстати, тоже под любовь многое загоняют. Поэтому очень часто мелькает: "Разлюбил". Или: "Разлюбила".
Да нет уж. Если любишь, то не разлюбишь. Это ж про сплетение и срастание. Вернуться к прежнему состоянию уже невозможно. Но при этом ты сближаешься с реальным человеком и проводишь с ним реальную жизнь, решаешь с ним реальные проблемы, совершаешь реальные совместные действия и испытываешь реальное счастье.
Не платочек нюхая и не к платью скромно притрагиваясь, ничего не ведая о душе человека. А уверенно зная, что скрывается за улыбкой твоего любимого человека и за каждым его "всё нормально". Ты знаешь, когда надо промолчать, когда подойти, а когда оставить в покое. Ты знаешь, какой сахар и когда положить в чай.
И ты всегда рядом.
Не вздыхаешь в стороне, теребонькая своё сердечко, а впрягаешься во все дела и живёшь совместностью. Ну там к ребёнку встать, стакан воды дать, помочь ботинки застегнуть или машину помыть... Неважно. Главное, что любовь - это реальное взаимодействие двух людей, а не то, что они себе напридумывали. И вместе вы не до тех пор, пока ты "как бы любишь", а всегда. Навсегда. Навечно. Потому что два стало одним. И так будет всегда.
Знаете...
Я вот из такого описания любви только Машу Миронову частенько вспоминаю. И, главное, что Пушкин создал образец не односторонней любви, где женщина готова на всё, а в ответ - тишина тишин. Напротив. У молодых взаимность, помноженная на верность и запакованная в уважение. Это, братцы, дорого стоит. Это уже бесценно. И это эталон. Хоть и молоды герои, а любовь реально ведают. Не то, что зрелые замужние Каренины, под поезд прыгающие и нервами дрыгающие.
Может, даже Татьяна Ларина смогла мужа полюбить и явилась к нам образчиком верной жены, сохраняющей самоуважение и берегущей честь мужа. Этот образ мне тоже бесконечно импонирует. И хочется верить, что муж ценит её, понимает неординарную личность, и уже в своей созданной семье она не чувствует себя девочкой чужой, как это было рядом с родителями и сестрой.
Всё остальное, что приходит на ум, - это не о любви. Это просто влюблённость, помноженная на эмоции. Щекотка наивных сердец и игра на читательской ЦНС.
Ромео и Джульетта? Классика. Любить, когда нельзя. Что может быть проще и интересней?
Печорин и все его барышни... Ну у Печорина одна любовь. Он сам. А в неразделённую любовь я, простите, не верю.
Обломов? Уже что-то более-менее похоже, но снова герой выбрал себя, а не любовь. Имеет право, так сказать. Но это уже не про любовь получается.
Мастер и Маргарита? Тут сложно. Я очень любила произведение. Сто раз перечитывала книгу. Но... Но...
Оба героя кажутся мне слишком демонстративными, слишком истеричными, слишком пафосными...
Причём, Маргарита напоминает скучающую Каренину, а Мастер воплощает собой страдальца-меланхолика. Классический образ писателя. Но это тоже не про любовь, а про желание казаться и жить тем, что сами себе напридумывали.
Покоя захотелось человеку. Как будто каждый из нас в течение жизни не сталкивается с постоянными прениями и трениями. Как будто каждый из нас не устаёт от всего насущного и хлопотного. Короче, слабостью и инфантильностью веет. А это про жалость к себе, а не про любовь. Снова, снова мимо.
Ну где же любовь в классике? Где? Ау? Может, вы мне подскажете? Так, чтобы оба любили друг друга, а не придуманные образы. Так, чтоб не от скуки и не от желания пострадать посильней. Так, чтоб искренне, верно и навсегда. Есть такая? Есть?