Уже не в первый раз, рассматривая итоги встречи лидеров РФ и КНР в Пекине, попытаюсь вскрыть экономические частности, которые всё же очевидно влияют на геополитику. Например, тот факт, что специалисты ожидали от этой встречи совершенно другой газовый контракт. Речь идёт о подписании нового газового контракта под условным названием «Сила Сибири-3». Это газопровод по Дальневосточному маршруту с реальной возможностью быстрого строительства и ввода в эксплуатацию. Однако он имеет одну существенную проблемку: возможно, ещё до завершения строительства он подпадёт под новые санкции США, и смысла заполнять его не будет. Хотя... При наличии более масштабного проекта - «Сила Сибири-2», который ещё не законтрактован, у «Газпрома» возникает необходимость решать и эту проблему.
С другой стороны, подписав долгосрочный договор по Дальневосточному маршруту, «Газпром» и Китайская Национальная Нефтегазовая Корпорация (CNPC) после выхода газопровода на проектную мощность увеличивают общий объём поставок на 10 миллиардов кубометров, достигнув результате показателя в 48 миллиардов кубометров в год (включая, конечно же, поставки по магистральному газопроводу «Сила Сибири–1»). Заметьте, это вполне сравнимо с теми 55 миллиардами кубометров, которые потенциально можно прокачивать через «Северный поток-2». Кстати, газопровод «Сила Сибири-1» тоже ещё не вышел на проектную мощность в 38 миллиардов кубометров в год.
Получается, что РФ начинает строительство третьего газопровода в КНР при наличии уже двух («Сила Сибири-1» и «Сила Сибири-2»), один из которых заполнен не полностью, а второй — находится в "подвешенном" состоянии. Надеюсь временно.
Кстати, с проектом «Сила Сибири-2» вообще всё интересно. Первоначально он получил название «Алтай», но потом подвергся немалым трансформациям. Последнее решение — прокладывать трубу через Монголию, и эта часть будет называться «Союз Восток». ТЭО подписано в январе этого года. Его потенциал по прокачке составляет 50 миллиардов кубометров в год, но беда в том, что контракта пока нет. В результате этот маршрут из самого перспективного отошёл на последнее место из всех трёх проектов.
Теперь вывод. Да, Россия находится на такой стадии своего развития, что может себе позволить построить три разных маршрута (даже с замашкой на перспективу) по поставкам природного газа в КНР, где спрос на него будет стабильно расти. Если в Европе сами себе стреляют в ногу, затягивая запуск «Северного потока-2», то в АТР в целом и в Китае в частности таких глупых людей нет. Отсюда можно предположить, что экспортные перспективы России в этом регионе ограничены только её физическими возможностями по добыче газа.
Подписывайтесь. С уважением, Kvet Leitsol.