Получения и приобретение авто в СССР
Советские граждане всегда интересовались автомобилями. В те годы выстоять в очереди и купить автомобиль могли далеко не все, но при желании, цель была вполне достижима. В подавляющем большинстве предлагались автомобили отечественного производства, которые к моменту начала их серийного выпуска были вполне конкурентоспособными и даже поставлялись на экспорт.
Как все начиналось
Автомобили в Советской России были всегда, но в тяжелые годы Гражданской войны они распределялись между военным командованием, руководством государства и регионов. Ситуация осложнялась тем, что собственного производства не было, поэтому автомобильный парк был очень разнообразным, что приводило к огромным проблемам с запчастями, решить которые частник был просто не в силах.
Мне в руки попали интересные фотографии тех времен, о которых хочется рассказать поподробнее. В гараже В.И. Ленин часто фотографировался на фоне авто, как правило, это были комфортные и надежные английские Роллс-Ройсы. Хотя история сохранила название первого автомобиля Ильича – Тюрка-Мери, забытая на сегодня марка. Его украли прямо со двора Смольного, что очень огорчило Ленина. Кстати, Роллс-Ройсами владели Троцкий и Сталин, что говорит о популярности марки в то время.
Со временем ситуация поменялась, и в СССР начали массово поставляться Паккарды. Именно на эти автомобили в 20-е, 30-е годы перешли крупные госслужащие, ученые, военные, писатели, другие граждане, получившие разрешение на владение автомобилем.
И только в середине 30-х годов заработал советский автопром, который предложил ГАЗ-М1 – знаменитую «Эмку» и авто представительского класса ЗИС-101. Теперь автомобиль могли приобрести обычные советские граждане, но для этого они должны были написать письмо в СовНарКом, для получения разрешения.
В 1947 году начался серийный выпуск знаменитой «Победы» и малолитражки «Москвич-400», которые вышли в свободную продажу и на экспорт. Особенно эти машины полюбились скандинавам. В 1957 году появился ГАЗ-21, знаменитая «Волга», получившая прозвище Акула.
Ссылка на статью про Газ-21 и Газ 24
В том же году был представлен «Москвич 407», обе модели полностью отвечали современным тенденциям автопрома.
В 1961 году выпущена доступная малолитражка ЗАЗ-965, получившая название «Запорожец».
После постройки в 1970 году Волжского автозавода и появления «Жигулей», покупка автомобиля частным лицом в СССР стала вопросом чисто техническим, и многие граждане обзавелись собственной машиной.
Получение водительских прав
Перед покупкой автомобиля необходимо было получить водительские права. Изначально этот документ назывался «Удостоверение шофера» и получил единую форму только в 1936 году. Обучение проходило в профессиональных училищах, разрешение выдавалось на три категории.
Только в 1963 году СССР присоединился к Женевской конвенции с международно признанными водительскими правами. С начала 70-х годов обучение начало проводиться по пяти категориям.
Широкие массы трудящихся для получения прав обращались в ДОСААФ, где набирались группы для обучения на права. Но были и другие возможности получить вожделенную книжечку. Многие мои старшие знакомые просто отучились на предприятиях, при которых открывались бесплатные курсы, а молодежь могла учиться автоделу на уроках труда. Правда, выданные права становились действительными только в 18-ти летнем возрасте.
Обучение длилось около полугода и включало в себя много технических вопросов, которые включались в экзамен. Думаю, именно поэтому получение прав среди девушек было не слишком популярным. Экзамен сдавался по классическим канонам, и состоял из 10 вопросов, в которые было включено много технических, допускалось 2 ошибки. После этого сдавалось практическое вождение.
Покупка авто в СССР
Негде правды деть, покупка авто в СССР была настоящим приключением, растянутым в годах, что отражается во многих анекдотах той поры. При цене разных моделей от 5 до 10 тыс. рублей, многие граждане при должной экономии и рачительности могли позволить себе купить машину, но сделать это было довольно сложной.
Сначала нужно было устроиться в очередь на приобретение автомобиля, которые организовывались на предприятиях, ведь в годы СССР все работали. Для этого подавалось письменное заявление, которое должно было быть завизировано руководством и профсоюзом. Далее нужно было отстоять в очереди, которая длилась до 10 лет. При этом автомобили распределялись по квотам и не всегда добросовестно. Также практиковались автолотереи.
В крупных городах СССР были свои автосалоны, но и здесь возникали проблемы. Здесь тоже были большие очереди, а контроля было меньше, поэтому вероятность, что тебя обойдет в очереди «нужный» или просто более денежный клиент была гораздо выше.
Парадоксально сложилась ситуация со вторичным рынком автомобилей. Из-за дефицита многие владельцы попросту не решались расстаться со старым авто. Купить новое, если на тебе или близких родственниках зарегистрирована машина, отстояв очередь, было нереально. Поэтому предложение на вторичном рынке СССР было очень скудным. А это означает, что цены на подержанные автомобили превышали государственные расценки на новые машины! Я лично знаю человека, который после довольно интенсивной эксплуатации «Волги» в течение 12 лет продал ее на 50 % дороже, чем купил в магазине.
Иногда можно услышать, что некоторым людям в СССР выдавали авто. Это не совсем так. Действительно чиновникам, военным, ученым могли выдаваться машины, но это были служебные автомобили, которые не были в их собственности.
Под понятием «получить машину» понималась другая ситуация – взять авто по государственной цене без очереди. Действительно, для государственных и партийных деятелей, крупных сотрудников силовых ведомств, известных актеров, понятие очереди было чисто условным. При этом они могли даже купить авто иностранного производства, например, у Владимира Высоцкого был Мерседес, а у Андрея Миронова БМВ.
В СССР был еще один разряд автомобилей, которые не попадали в продажу. Это были правительственные лимузины, такие как ГАЗ-14 «Чайка» или ЗИЛ-114 и другие авто подобного типа. Кроме того, на вторичном рынке нельзя было купить авто, которые использовали ГАИ и другие спецслужбы.
Обслуживание и надежность
В подавляющем большинстве случаев собственный автомобиль хозяин обслуживал и ремонтировал самостоятельно. Благодаря этому в СССР образовалась целая гаражная субкультура. Мужчины собирались, проводили досуг, помогали друг другу и просто общались.
Тем не менее, в Советском Союзе, особенно в крупных городах существовали государственные СТО. Туда обращались только при серьезных поломках, при этом приходилось отстоять очередь, которая могла длиться месяцы. Кроме того, всегда были проблемы с запчастями, поэтому автолюбители восстанавливали все, что можно, достаточно вспомнить наваривание протектора на резину.
Еще один вариант решить проблему обслуживания и ремонта – обратиться на предприятие. Это не совсем законно, но здесь работают квалифицированные механики, которые сделают все за небольшую плату.
Классическая компоновка советских автомобилей вызывала вопросы к их управляемости и динамике, но зато это были исключительно надежные авто. Даже сегодня никого не удивишь едущей по городу «Победой» или «Москвичом 400». Поскольку перспективы купить еще одно авто были слишком туманны, каждый владелец старался вовремя обслуживать машину, при этом качество металла кузова, комплектующие того времени были на порядок лучше современных запчастей.
Интересные факты
Не многие знают, что автомобиль «Победа» изначально должен был называться «Родина». Но когда об этом сказали Сталину, он усмехнулся и спросил: «А почем же Родину продавать будем?», после этого автомобиль быстро превратился в «Победу».
Изначально «Москвич 400» был двухдверным. Но после того, как Сталин хотел покататься на нем еще с 2 людьми, он строго приказал сделать машину более комфортной.
Самый популярный автомобиль для экспорта советский внедорожник ВАЗ 2121 «Нива». За границей было реализовано более 400 тыс. единиц, причем самым активным покупателем оказалась… родина всех джипов Япония.
Для быстрой езды была разработана более динамичная версия лимузина ЗИЛ-114, которая получила название ЗИЛ-117. Возможно, так хотели развлечь Л.И. Брежнева, который был фанатом хороших авто.
После выпуска первой серии, «Москвич 408» получил отличную прессу в Европе. Его оценили за надежность и живучесть, а также неплохие для своего времени ходовые характеристики. А его дальнейшее развитие «Москвич 412» по праву считался одним из лучших гоночных авто своего времени.