Недавно состоялся богословский диспут. По замыслу устроителей, в диспуте должны были столкнуться две экклезиологические модели: так называемся инклюзивная, или пэчворк-церковь «Батюшки Лютера» – автора одноименного телеграм-канала священника Георгия Видякина, – и названный организаторами «эксклюзивным» общинно-братский опыт, который представлял первый проректор Свято-Филаретовского института Дмитрий Гасак: https://s-t-o-l.com/material/26621-tserkov-eto-prokhodnoy-dvor-ili-nepristupnaya-krepost-/?fbcli
Мне, как и Павлу Лукину, больше по сердцу позиция Дмитрия Гасака, правда, как пишет Павел Лукин: «Если не считать странных рассуждений первого проректора Свято-Филаретовского института об ответственности мирян за иерархию, которую они не выбирали и которая от них никоим образом не зависит, или о неравенстве внутри Церкви (тут просто не очень понятно, что имеется в виду). Но то, что говорит его оппонент, бывший православный священник, а ныне священник одного из приходов Англиканской церкви на Кипре, – это, если называть вещи своими именами, слащавая бессмысленная демагогия.
Возьмем еще один тезис священника Видякина: "Любой религиозный опыт ценен". Что, правда? Человеческие жертвоприношения в сатанизме, например? Или ритуальный блуд? Коллективные самоубийства и самосожжения (гари) старообрядцев-беспоповцев? Исламский джихадизм? А все это – тоже религиозный опыт, причем, с точки зрения адептов этого религиозного опыта, очень глубокий и искренний.
Еще один тезис Георгия Видякина: "Не надо строить стены". Ну это прямо-таки новый мем. Но это же бессмыслица. Если "не строить стен", то тогда вообще нет смысла что-то обсуждать. Если все одно и то же и нет никаких границ, то зачем вообще нужен батюшка Видякин с его разговорами? Сами, без него, на основании собственного религиозного опыта послужим. Или вообще не послужим, как-нибудь тайнообразующе будем в Церкви жить, это же вообще все не важно...»
Елизавета Жудро: «"Лоскутное восприятие" или "лоскутное мировоззрение" – когда человек сам берет понравившиеся ему (или необязательно понравившиеся, а как-то попавшиеся) кусочки отовсюду, с миру по нитке, и как-то это сочетает у себя в голове. "Пэчворк" – "заплатка" не только в смысле фрагментарности, но и в смысле "сделай сам из кусочков, сочетая их по своему вкусу» и «как ты сам выбрал так, значит, для тебя и лучше"».
Дмитрий Матвеев: «В этом диспуте все было как-то сильно абстрактно-внеисторично: и инклюзивность, и эксклюзивность, и "пэчворк-церковь", и антитеза ей. Если Церковь понимать по "теории ветвей", то она уже по факту "пэчворк". А исторические церкви в досекулярном состоянии одновременно и эксклюзивны (противостоят другим как "неистинным") и инклюзивны (автоматически включают всех в соответствующем обществе)».
Предлагаемое Видякиным «лоскутное одеяло» – это, простыми словами, экуменизм, ничего нового. Но в данном конкретном случае, как мне кажется, дело совсем не догматике Православной Церкви, а в очень простом и прозаичном: "хочу делать, что хочу, но чтобы мне за это ничего не было" – в том, что еще будучи православным священником, настоятелем лимасольского православного прихода на Кипре, главой своей малой церкви – семьи с тремя малолетними детьми, Георгий Видякин, по его словам, «встретил женщину, которую полюбил, у нас с ней были отношения». Но все открылось: жена, забрав детей, ушла от мужа и подала на развод. А сам Видякин вскоре вновь стал молодоженом. В Православной Церкви второбрачие не то что не благословляется, а прямо запрещено канонами и правилами Вселенских соборов. За такое деяние следует лишение священного сана.
Священник Георгий был не готов нести ответственность (нести свой крест) за свою жену и детей ни перед Богом, ни перед ними самими, ни перед прихожанами храма, где он был настоятелем, но, вероятно, и не хотел расставаться со священством. Русская Православная Церковь священника из сана извергла. И он перешел в Англиканскую Церковь, которая благословляет не только второбрачие, но также ЛГБТ-браки священников, женское священство и епископство и даже браки между епископами (!). То есть дно там пробито окончательно и бесповоротно. И у меня вопрос: вот такой «любой религиозный опыт ценен» для священника Видякина?
А еще мне показалось, что Георгий Видякин призывает забыть такое понятие как "ересь", и вместе с этим вычеркнуть из истории Вселенские соборы, а заодно всё святоотеческое богословие, всю догматику и каноны Церкви. Ведь после этого "можешь верить, как хочешь".
Проблема священника Георгия в том, что, проповедуя расплывчатые ценности, он называет грех не своим именем, а ласковым псевдонимом («Я выступаю за разнообразие и плюрализм взглядов в церкви»). На это мы должны твердо сказать: черное – это черное, а белое – это белое. Ибо Господь есть Истина, и она 2000 лет назад явлена нам в Евангелии самим Распятым на Кресте Христом. И всякое искажение истины – это уничтожение любви не по человеческому, придуманному закону, а по закону Бога, который гласит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
А душа в переводе означает жизнь. То есть Господь призывает священника Георгия Видякина, как и любого христианина, не искать истину в своих плотских наслаждениях, страстях и похотях, а положить жизнь за ближнего своего – причем любого ближнего своего, например, любого прихожанина или человека, "шедшего из Иерусалима в Иерихон, на которого напали разбойники, изрезали и оставили умирать при дороге" (Лк. 10:25-37). А кто может быть ближе жены и кровных детей своих? И чем можно оправдать то, что они, изрезанные, искалеченные изменой, были брошены мужем и отцом?
Если кратко, в одном предложении, сформулировать опасность, которая угрожает сейчас чистоте Православия, то это утрата центрального места Креста в православном богословии. Наше спасение совершается Крестом, чистотой веры. Крест – источник, средоточие всех Божественных тайн, всех догматов, всей любви, всех благословений. Мы спасены крестной смертью Христа. Крест дает нам мир, превосходящий всякое разумение, и "радость всему миру" приходит только Крестом. Без Креста нет спасительных таинств Церкви, без Креста даже молитва – абсолютно пустая трата времени. Церковь без Креста – обрядоверие без истины и правды, без покаяния и без святости.
Иеромонах Венедикт (Мочалов)
Мой telegram-канал: https://t.me/zApiskistranika
P.S. Друзья, если вы хотите видеть материалы моего блога, то в левой стороне надо поставить лайк, а по-другому – палец вверх. Также вы можете подписаться на мой блоги в Яндекс Дзен «зАписки странника» и «Церковь и Мир», оставлять комментарии и поделиться этой статьей в соцсетях.