Однозначного понятия социализма и единого представления о его концепциях нет (как не было его и в прошлом). Напротив, сейчас, как никогда, представления о направлениях развития социализма дифференцированы. Он развивался и изменялся на разных ступенях исторического развития.
1. По окончании этапа раннего социализма дискуссия о социализме велась с анархистских, марксистских и лассальянских позиций.
2. После 1890 г. к конфликтующим между собой реформизму, ревизионизму и ортодоксальному марксизму добавились позиции радикальных левых, а также анархосиндикализма; кроме того такие, имеющие скорее второстепенное значение позиции как (консервативный) "государственный социализм", "религиозный социализм", "либеральный социализм", и наконец, (кантианский) "этический социализм". Первая мировая война способствовала инфляции социалистической риторики, которую взял на вооружение "национал-социализм".
3. Русская революция 1917 г. привела к окончательному расколу между коммунистическими (марксистко-ленинскими) партиями и (западной) социал-демократией, к поляризации направлений, определяющей структуру общества вплоть до середины 50-х гг. и на некоторое время сразу после 1945 г. изменившей свой характер благодаря появлению других представлений о социализме (религиозно-христианский социализм, либеральный социализм).
4. После 1945 г. дискуссия о социализме стала приобретать все более дифференцированный характер. Следует различать по меньшей мере 6 основных направлений социалистической теории: 1) западная социал-демократия (демократический социализм); 2) советский ортодоксальный марксизм-ленинизм; 3) китайский социализм, 4) реформистские концепции (Югославия, "пражская весна", еврокоммунизм), 5) социализм в странах "третьего мира", как концепция стратегии постколониального развития, образования национальной общности, модернизации политических институтов, 6) неомарксистские течения новых левых, западных интеллектуалов, сторонников критической теории (югославская группа "Праксис", последователи Грамши, экзистенциализм, критическая социология и неоанархистские, а также неолибертарные течения в студенческом движении и помимо него).
Во всех этих направлениях социализм стал предметом теоретических, а в еще большей степени политических споров и борьбы за власть. Особое внимание уделялось дискуссии о ревизионизме, о революции в Германии 1918 г. - 1919 гг., ограниченной социал-демократическими лозунгами; русской революции 1917 г., приведшей к диктатуре партии; политике социал-демократов и коммунистов по отношению к фашизму; конфликтам, этапа установления нового порядка (1945-1949 гг.); сталинизму, а также проблемам приспособления капитализма к новым условиям, созданию социального государства. Направления и темы дискуссий касаются, в частности, структурно-исторических условий развития определенных моделей социализма (например, тезисы Виттфогеля об "азиатском способе производства"), социализма как концепции "догоняющего развития", вариантов и возможностей экономического управления при социализме, взаимоотношений различных политических структур - между централизмом власти, бюрократией, партийными структурами, требованиями участия и принципами демократии. Связанное как и прежде с социализмом, историко-философское представление о развитии получает отчасти утопически-теоретическое, отчасти однозначно критическое к идеологии толкование. Принципиальное значение имеет, как и прежде, дискуссия о гегельянско-марксистской и кантианской традициях. Впрочем, политологии еще только предстоит разработать подходящую прочную основу для систематизации дискуссии о социализме, распространившейся на многие страны и включающей в себя гораздо больше точек зрения, чем раньше.
Образование после 1945 г. противоборствующих систем в мире определило условия деятельности социал-демократических партий не только в Европе, но и за ее пределами. Для современной социал-демократии характерно следующее: окончательный отказ от всех революционных традиций социализма в пользу эволюционного реформизма, идеологический плюрализм и потеснение марксистской теории, а также резкое отмежевание от коммунистических позиций; ориентация на принципы демократии и свободы и критика тоталитарного характера коммунистических партий; экономические концепции "третьего пути" (смешанные экономические системы, коллективное хозяйство, экономическая демократия), выдвигавшиеся вначале для достижения реально-политического компромисса, но затем - во все большей степени - демонстрировавшие убежденность в эффективности капитализма, модифицированного в духе государства благосостояния, рационально управляемого по принципам Кейнса; окончательный отказ от традиций и концепций классовой партии в пользу левой народной партии, свободной от идеологии и способной стать правящей. Годесбергская программа СДПГ - образец этого самопонимания социал-демократии далеко за пределами Германии.
"Staat und Politik", S. 627-629.