Позавчера я рассказывала о выставке «Искусство будущего», которая проходит сейчас в московском Мультимедиа арт-музее и обещала продолжение. Вот оно – мой личный топ-3 выставки.
«Фрагменты» (Random International, 2016)
Это кинетическая скульптура из 200 маленьких подвижных зеркал, которые реагируют на приближающегося человека. Вы смотрите в зеркала – они смотрят на вас (это как в работе про бездну, которая в вас всматривается, но без обратной связи и эмоций). Вы видите себя распадающимся на фрагменты, они видят вас цельным, даже если смотрят фрагментарно. Художники из Random International (а это большой коллектив, в котором работают художники и ученые со всего мира) хотят посмотреть на реакцию человека, который сталкивается с искусственным интеллектом (зеркалами управляет именно он). «Так вот ты какой, Большой брат будущего!», – думала я, подходя к зеркалам вплотную, отдаляясь, двигаясь справа налево и слева направо и даже показывая им язык, когда рядом никого не было (не хотела смущать молодежь). Они поворачивались ко мне и как будто перешептывались: «А ты стал настойчивее, – тихо говорила я Большому брату. – И многолюднее». «Шшшшш, – шептали, поворачиваясь, зеркала. – А ты думала». Я даже не думала: я не сомневалась.
Тема авторитаризма и тоталитаризма на выставке оказалась одной из самых… как это правильнее сказать… востребованной? Изучаемой? Интересующей художников (давайте будем все же называть их художниками)? И, кстати, не только художников – нам, зрителям, это тоже интересно. Очень.
Вот по этой теме (эти произведения не в моем топе, но не могу не упомянуть).
Вот приходишь ты в зал, а там – большая, разных оттенков розового, надувная конструкция, как на детских площадках бывает – наверняка знаете. Ты смотришь на это розовое облако – можно зайти внутрь и попрыгать, например – и видишь… Ага, тюремную камеру. А подпись говорит: Анна Ротаенко The Network (2021). И начинает работать ассоциация (я же говорю, на этой выставке подписи важны).Это не камера, это сеть. Мы все сидим сейчас в соцсетях, которые стали для многих из нас подобиями тюремных камер, потому что ограничили нашу свободу – прежде всего, внутреннюю – быть самими собой. Или работа Gray Cake (Катя Пряник, Саша Сереченко) Backlash(2021), для которой использованы видео протестных акций со всего мира.
Авторы научили нейросеть Mask RCNN различать полицейских и протестующих и избирательно применять ретушь: любого можно замазать. И с благими намерениями тоже. Ну, и еще «Знак толпы» (2021) Михаила Максимова, исследующий механизмы авторитарности. Повелителем толпы может стать любой зритель: достаточно нарисовать на тачпаде какой-либо знак, и фигуры на видео – обезличенные, как чаще всего и бывает в авторитарном обществе – начнут в этот знак выстраиваться. Но! Ввиду сложности коммуникативной системы этот знак претерпит изменения, пока дойдет до фигур, которые должны его изобразить. И знак (приказ) никогда не будет выполнен так, как вам (лидеру этого авторитарного общества) хочется. А, значит, говорит художник, никакая власть не безгранична. Отличная идея и интересное воплощение.
«Жизнь и увядание в текущий момент вечности II» (teamLab, 2019)
Вечный двигатель невозможен, а вот вечная картина – вполне. Когда сидишь перед инсталляцией из 12 экранов, где ни в какой момент времени не повторяющиеся изображения показывают цикл жизни цветов – вот только проклевываются бутоны, вот они в полном цвету, а вот лепестки их всех оттенков цвета и всех цветочных форм разлетаются в пространстве и времени – думаешь: а ведь это прекрасно! Прекрасно, потому что живопись не даст такого движения, а ведь нынешнее время – это про движение, да? И ты погружаешься в эту картину, погружаешься, медитируешь, наслаждаешься и понимаешь, что искусство изменилось. И тебе нравятся эти изменения, потому что ты теперь ведь тоже сотворец. Это видео не записано заранее, программа генерирует изображение здесь и сейчас, оно никогда не повторяется. То есть каждый образ – уникален в каждый конкретный момент времени. Ты смотришь на цикл жизни цветов, а видишь собственную жизнь – каждое ее мгновение не повторится больше никогда, даже если тебе очень (очень-очень) этого захочется. Каждое мгновение уникально. И я больше никогда не увижу эти цветы, даже если приду на выставку второй раз и проведу перед этой работой несколько часов. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», – говорил еще один мой любимый философ Гераклит. Потому что течение унесет воду, в которой вы уже были. Течение всегда всё уносит.
О технической стороне: это генеративное видео (да, я теперь знаю такие слова), инсталляция меняется в зависимости от часового пояса, в котором находится город, где она демонстрируется. teamLab – коллектив из нескольких сотен человек, в котором есть не только художники, но и математики с архитекторами.
«Принцесса Турандот 2070» (AES+F, 2020)
Эта работа – моя любимица. Как завороженная я сидела на полу, не в силах оторваться от видео. На входе в зал табличка, указывающая на ограничение по возрасту 18+ (для остальной выставки 16+). Наверное, правильно: там есть отрубленные головы и сцены насилия, хотя и без излишнего натурализма.
Все происходит в футуристическом Пекине в 2070 году. А время, в котором живем мы с вами сейчас, для 2070 года – прошлое, из которого проистекают многие травмы людей будущего. «Завтра» принадлежит разросшейся до гигантских размеров Китайской империи (вот это меня ничуть не удивляет, хотя проект не про политику). Во главе этой империи стоит принцесса Турандот, которая жесткой рукой (хотя выглядит милой китайской игрушкой с румянцем на щеках – не дайте внешней милоте себя обмануть – ни здесь, ни вообще) сменила прежний общественный строй на техно-матриархат (кстати, матриархат в Китае есть – я ездила в общины и даже сняла документальный фильм о матриархате народа мосо). Что сделало Турандот такой жестокой, мы можем только догадываться: действие видео начинается со сцен сексуального насилия, происходящего в наше время, и продолжается в будущем в виде сцен мести принцессы Турандот агрессорам-мужчинам (привет движению #MeToo, хотя рубят головы, а не другие повинные места). А вот заканчивается все утопическими сценами всеобщей любви, где нет гендерных конфликтов, где любят друг друга не только люди всех рас и полов, но даже андроиды. Организаторы выставки говорят: «Это такая утопия, которую, возможно, мы достигнем в будущем». Такие динозавры, как я, вряд ли доживут, но у тех, кто бродил по залам музея, шансы есть. Не буду им завидовать.
Вот такое оно – искусство будущего. Заставляющее думать о будущем даже тех, кто не доживет.