Найти тему
История и культура Евразии

История Хунну - междоусобицы, приведшие к падению хуннского могущества

Оглавление

После победы над китайской конной армией в 90-м году до нашей эры Хунну не стали завоёвывать Поднебесную. И причиной этому было не миролюбие кочевников, а огромное влияние китайской культуры и экономики на жизнь Хунну. Если бы кочевники разорили бы страну, то кто бы им поставлял разные китайские вкусняшки, которые так нравились их детям и китайские шелка, без которых не могли обходиться их жёны.

Конечно это нравилось не всем в хуннском обществе. В первую очередь старым воякам из числа четырёх туменов конных лучников, которые были созданы при Модэ. И служивому люду из числа госаппарата шаньюя, которые получали свою плату китайским шелком и рисом - но только из дани или добычи. А если нет войны, то нет дани и добычи.

К служивым примыкали китайские мигранты и пленные воины китайской армии, которых было очень много среди Хунну и они жили обособленно. Они также опасались, что усилившийся Китай может в один день потребовать возврата всех беженцев из Поднебесной. А там их ждала верная смерть, так как сдача в плен в Китае приравнивалась к предательству и для неё не было оправдания (как Приказ № 227 Сталина "Ни шагу назад").

За мир с Китаем была родовая старшина, которая усилилась после удачных войн с соседними народами и получив в свои руки множество пленников (а главное земли для их расселения) чрезвычайно обогатилась на их труде. Излишки этого труда свободно продавались на китайских рынках в обмен на рис, хлеб, предметы роскоши. Поэтому существовала взаимовыгодная торговля, и война была не нужна.

Родовые старейшины были недовольны китайским засильем при дворе шаньюя. При этом они не понимали, что весь госаппарат держится на этих хитрых и грамотных китайских чиновниках. Но шаньюй Хулугу был вынужден прислушиваться к мнению родов, и регулярно закидывать им в жертву кого-либо из аппарата. Показательным случаем является казнь побежденного в 90-м году китайского полководца Ли Гуан-ли, на которого при камлании указал шаман, как жертву, которую требуют покойные шаньюи. Конечно покойным шаньюям до китайского полководца было с прикладом, но зато его смерть тешила самолюбие родовых старейшин. И его казнили. Видно не только его, так как после его казни у Хунну случился голод из-за падежа скота и плохого урожая - скорее всего были казнены многие другие чиновники, а оставшиеся запуганы (какая уж работа, когда могут голову отрубить?).

Все эти казни не способствовали консолидации Хуннского общества которое стало дрейфовать в сторону центробежных настроений. Следующий после Хулугу шаньюй Хуянди (то есть Заяц - Коян по тюркски) из царского рода и аристократического рода Хуянди (видно мать его назвала в честь своего рода) стал безвольным флюгером, на которого оказывали влияние все придворные клики.

У него не было четко сформулированной концепции внешней политики и ему приходилось лавировать между придворными группировками. Это сразу сказалось в ослаблении централизованной власти и шаньюй перестал вмешиваться в межродовые склоки. Из-за этого в Китай стали сбегать целыми родами, так как сильные стали обижать слабых, а шаньюй не мог это всё мирно разрешить в судебном порядке.

Китайцы тоже не были дураками и принимали кочевников, привлекая их на службу в кавалерию. Вместо преступников, которые и скакать толком не умели в конницу стали поступать молодые Хунну, с детства привычные к степной войне. Это сразу усилило китайскую армию.

Усилившаяся пограничная стража Поднебесной и китайская таможня стали так зажимать кочевников, что они уже не могли свободно и беспошлинно покупать китайские товары. Но в общем для хуннов это стало позитивным явлением, так как родовые старейшины поняли, что теперь доступ к дешевым китайским товарам им закрыт, а значит надо их добывать старым способом - грабежом. Но для грабежа нужна сильная рать, а родовые дружины явно не тянули на степных Рэмбо. Такими были только профессионалы из туменов Модэ, которые мечтали о войнах с китайцами, но у них было мало сил. Эти силы им дали хунсские роды, которые стали заинтересованы в опасной, но прибыльной войне.

-2

В 80-м году Хунну возобновили набеги на Китай. Но им уже противостояли не китайские зеки, казнь которых заменили военной службой, а их соплеменники и представители других кочевых племён, спаянные воинской дисциплиной. Набеги стали опасными и в некоторых из них хунну теряли до половины участвовавших в набеге.

К тому же из-за организованной системы сигнализации (огни на высотах) китайские власти заранее получали сигнал опасности и успевали закрываться в крепостях.

Неудачи хунну сразу стали известны в степи (узун-кулак был всегда). От них отложились динлины, ухуани, уйсуни. А чтобы их снова подчинить не хватало воинов, которые не получали оплату и стали уходить на службу в Китай.

К тому же китайцы от оборонительной тактики перешли к агрессивно-наступательной. К этому их еще толкала необходимость получения контроля над Великим шелковым путем. Единственной проблемой в этом направлении оставались Хунну и небольшое княжество Чеши в Турфане, которое стойко держалось против китайских сателитов, так как основной свой доход получало от продажи сельскохозяйственной продукции кочевникам.

Китайцы к этому времени окончательно договорились с Уйсунями, которых заинтересовали возможностью совместного использования Великого Шелкового пути, проходившего через их земли.

В 72 году до нашей эры китайская армия совершила отвлекающий удар вглубь степей. Хунну легко ушли от китайской конницы, и уже в своих юртах готовили бешбармак чтобы отпраздновать очередную неудачу китайцев как на них напали 50 тысяч уйсуней. Нападение было настолько неожиданным, что те захватили 39 тысяч пленников и 700 тысяч голов скота.

-3

В ответ разгневанные хунны вторглись на земли уйсуней зимой 72/71 годов. Уйсуни оставив свои семьи ушли в горы - тогда считалось неприемлемым убивать немощных. Но хунны были так злы, что предали смерти детей и стариков, что было неправильным по всем законам степи. И их немедленно настигла карма - по пути назад они попали в метель и большая часть войска погибла.

Летом 71 года уйсуни, динлины и ухуани вошли в незащищенные хуннские кочевья пи подвергли их полному разграблению. Шаньюй Хуяньди был вынужден держать оставшиеся у него два тумена воинов на границе с Китаем и не имел никакой возможности для отражения набега других кочевников. У хунну отняли всё, что они имели - шелка, запасы риса, пленников-китайцев.

Экономическая мощь государства шаньюя Хунну была подорвана. Теперь у него не было средств ни на большой госаппарат, ни на сильную армию. И не с чего было собирать налоги - кочевья обеднели.

Так бесславно завершилось правление шаньюя по имени Заяц (Хуяньди).

Следующий шаньюй Сюйлюй был прагматичным человеком. Он решился на тяжелый шаг - чтобы не потерять кормовую базу для хуннских лошадей он переселил земледельцев из Чеши на восток - в маньчжурские степи. Территория княжества ушла к китайцам. Такая потеря говорит о полной дезорганизации госаппарата Хунну - ведь китайцам не нужны были крестьяне Чеши. Они нуждались в территории Чеши как базе для своих караванов с шелком на запад. Степная разведка так хорошо ранее владевшая знанием ситуации в Китае не смогла проанализировать это, что говорит об очень плохой её работе (как и всего государственного аппарата).

Таким образом Китай без каких-либо усилий получил контроль над всем степным отрезком Великого шелкового пути. И стал получать баснословные прибыли от караванной торговли. А ведь если хунну изо всех сил держались бы за Чеши то смогли бы хотя-бы иметь козырь в руках против Поднебесной (и не только козырь, но и хороший барыш с караванов). Но хунну не поняли конъюнктуры, что позволило Китаю усилиться.

Список статей по теме - История Хунну

Статьи канала "История и культура Евразии за февраль 2022 года"

Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы

Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за неделю с 31 января 2022 года

Самые читаемые тексты канала "История и культура Евразии" за январь 2022 года