Как театр начинается с вешалки, так жилой дом — с входной группы. В начале прошлого века дизайнерская концепция столичных подъездов претерпела многочисленные изменения. О том, как это было и к чему привело, разбираемся в нашей статье.
Дореволюционная концепция
В московских домах до 18 века не было подъездов. Чтобы увеличить число квартир в доме, многие домовладельцы возводили здания без внутренних лестниц. В таких постройках окна и двери жилых помещений выходили на галереи с внешними лестницами, которые называли галдарейками.
Некоторые из таких домов сохранились до сих пор: например, в Доме Ярошенко на Хитровке и во дворах Покровки.
Только в 19 веке, когда город начал застраиваться доходными домами и многоэтажками, подъезды с вестибюлями и лестничными клетками стали набирать популярность. Архитекторы того периода изменили подход к обустройству общественных пространств, начали вдумчиво разрабатывать интерьеры.
Классический образец такой входной группы — строение 1 дома №23 в Гагаринском переулке г. Москвы. Он построен в 1910 году по проекту архитектора Дмитрия Челищева.
Обновленная концепция и «Планировка рабочих жилищ»
Вместе с Российской империей в прошлое ушли роскошные подъезды, а новая власть впервые на государственном уровне подняла вопрос о нормах проектирования общественных пространств многоквартирных домов.
В 1927 году советский архитектор Георгий Вольфензон выпустил книгу «Планировка рабочих жилищ», где подробно изложил новые требования к входным группам:
- обособление от жилых пространств;
- естественный свет;
- доступ к свежему воздуху.
Чтобы понять новую государственную концепцию, достаточно посмотреть на дом кооператива «Обрабстрой» в Басманном тупике: ленточные окна лестничной клетки, сдержанная отделка и некогда стеклянные двери парадного входа.
Конструктивизм стал развиваться в авангардном стиле и ярко проявился в экспериментальном жилье, где архитекторы продумывали каждый шаг жителей. Например, в доме-коммуне на улице Орджоникидзе вход был обустроен в общественном корпусе, где студенты могли поесть после учебного дня. Затем они шли в санитарный блок с туалетами и умывальниками и только после этого — в спальный блок, чтобы отдохнуть.
Возвращение к истокам
В 30–50-е годы советская архитектура снова стала меняться: в оформление входных групп вернулись классические фигурные подпорки, кованые ограждения, роскошные клумбы и прочие элементы, чуждые архитекторам-авангардистам.
Советские подъезды середины 20 века выполняли не только утилитарную, но и представительскую функцию: статус домов подчеркивали тяжелыми колоннами, балясинами и каменными лестницами, а входные группы декорировали пилястрами, мозаикой и коврами.
Даже в менее статусных домах подъезды оформляли высокими порталами, и во многих домах появились несколько входов: один — парадный, выходящий на крупную улицу, второй — более скромный.
Функциональность и экономичность
После выхода постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 4 ноября 1955 года просторные холлы сузились до небольших проходов к лифту или лестнице.
В некоторых подъездах остались колясочные, коллекторные решетки для вьющихся растений и перегородки из стеклоблоков.
Входные группы получили в домах 1955–1980-х годов максимальную площадь остекления, которая создавала ощущение легкости и открытости подъезда для солнечного света.
Иногда архитекторы экспериментировали с жилыми пространствами, пытаясь предусмотреть потребности советской элиты: подземные паркинги, прачечные, детские сады и медкабинеты в стилобате. Например, в рамках эксперимента в вестибюле жилой башни работников газеты «Известия» разместили кафетерий.
Скоротечная легкость
На рубеже 1970–1980 годов в новых панельных домах устанавливали парные стеклянные двери: зимой организовывали проход зигзагом, чтобы сберечь тепло, а летом — насквозь.
Затем проекты модифицировали, и с середины 1980-х «воздушное» остекление заменили бетонной плитой с вертикальным проемом для входной двери.
После серии взрывов жилых домов в начале сентября 1999 года «воздушность» стала ассоциироваться с опасностью, как и окна в подъездах. В новых домах их свели к минимуму, а в уже построенных — закрыли решетками или фанерой. Об уюте, эстетике и комфорте речи уже не шло.
Современный подход
Со второй половины 2000-х отношение к входным группам снова изменилось. Жители домов стали все чаще объединяться, чтобы обустроить комфортное пространство, а в современных ЖК стильные входные группы стали одним из главных показателей уровня жилого комплекса.
Двери в подъезд снова стали делать прозрачными, а в общественных пространствах обустраивать колясочные, лапомойки, зоны отдыха и общения.
Место неуютных темных тамбуров в новых ЖК заняли продуманные входные группы, созданные опытными дизайнерами и архитекторами.
В квартале жилых небоскребов Headliner, расположенном напротив делового центра «Москва-Сити», входные группы — это пространства, где люди могут чувствовать себя комфортно: отдыхать, работать и устраивать встречи.
Дизайн входной группы каждой очереди квартала жилых небоскребов индивидуален и отражает характер корпуса. В отделке использованы природные материалы: натуральный камень и дерево.
Девелопер предусмотрел в холлах контейнеры для раздельного сбора отходов, заменив ими неэстетичные урны.
Во входных группах — лаундж-зоны, остекление в пол, высокие потолки, вход на уровне земли, электрокамины, гостевые уборные и колясочные.
Мебель выполнена из кожи и дерева. В центральном холле — переговорные, встроенные TV-экраны.
Входные группы, как и большая часть общественных пространств, наполнены светом: даже ограждения на лестницах выполнены из закаленного стекла, чтобы пропускать как можно больше солнечных лучей. Для удобства жителей в домах предусмотрена удобная навигация и консьерж-зоны в каждом подъезде.
Подробнее о квартале жилых небоскребов читайте на сайте Headliner.
Застройщик ООО «Жилой Квартал Сити». Проектная декларация на сайте наш.дом.рф.
В статье использованы фотографии: PastVu, Афиша Daily, Al_phtos, STRELKA MAG.