Вот уже третий год на время инфекционных вспышек мы становимся заложниками карантина и самоизоляции в собственных квартирах. Дистанционная форма обучения для детей с целью их разобщения и недопускания распространения вирусов набирает обороты. В такой обстановке как у взрослых, так и у детей остаются не закрытыми те психологические потребности, которые раньше в обычных условиях можно было удовлетворить вне стен квартиры, выходом во внешнюю среду.
В стенах квартиры остается слишком мало новых впечатлений, которые необходимы любому человеку, и эти впечатления ребенок традиционно начинает получать (что проще и доступнее всего) из телевизора и прочих гаджетов. Также нужно помнить о потребности в двигательной активности, которая заметно снижается в домашних условиях. Дети, постоянно слышащие от родителей слова ограничения, типа «успокойся», «не бегай», «угомонись», не могут удовлетворить свою потребность естественным способом, и тогда они начинают искать доступные заменители, где можно сбросить напряжение и получить новые впечатления. И в этом им помогают компьютерные игры, выстраивание новой виртуальной реальности, где они могут всё. В разумных пределах компьютерные игры могут приносить пользу.
Не стоит бояться агрессивных игр. Агрессия живет в каждом человеке, и в детях ее очень много, им необходимо учиться с ней справляться и трансформировать ее в полезный ресурс. Поле игры безопасно для переработки и сбрасывания деструктивной агрессии, т.к. имея возможность ее выразить в виртуальном поле, нет необходимости показывать ее в открытую в реальной жизни. Градус напряжения падает, во время игры происходит разрядка. Важно понимать, что поле игры – это поле фантазий, а в фантазиях можно всё. Нельзя только одно – деструктивные разрушающие фантазии претворять в жизнь, а это и есть наработка способности выдерживать ограничения и справляться со своими демонами в безопасной среде.
Игры-стратегии, квесты, логические игры, головоломки развивают память, мышление, воображение и другие когнитивные функции, способствуют выстраиванию новых нейронных связей. Как и познавательные фильмы, передачи, расширяющие кругозор, или телевикторины, трансляции интеллектуальных игр и т.п.
Но часто компьютерные игры и просмотр телевизора по понятным причинам тоже попадают под ограничение или запрет. И тогда у ребенка, не находящего инструмента для удовлетворения своих потребностей, повышается риск быть захваченным деструктивными процессами, такими как депрессия, подавленность, или же наоборот повышенная возбудимость, тревожность, агрессивность. Усугублять эти настроения могут слухи, разговоры взрослых о внешней ситуации, тревожное состояние взрослых, что для ребенка создает дополнительно неопределенную ситуацию и поле для его тревожных фантазий.
Любое напряжение ребенка, даже самое сильное, можно уменьшить, нивелировать своим вниманием, давая ощущение близости.
Ученые доказали, что объятия улучшают настроение и продлевают жизнь, а занимают по времени всего несколько минут в день. Обнимайте почаще своих детей, ощущение родительского тепла подарит им чувство безопасности и поддержки, а вам самим снизит уровень стресса и напряжения.
С нехваткой впечатлений также можно справиться, проведя время с детьми в кругу семьи. Дети очень любят узнавать какие-то подробности из жизни родителей, бабушек-дедушек, примеряя на себя их приключения, победы и неудачи, сравнивая поступки, людей, события, время и место действия, и просто открывая для себя что-то новое и интересное. Вспомните интересные истории из своей жизни и жизни своих родителей, поделитесь впечатлениями, найдите старые фотографии в подтверждение своих слов. Это непременно сблизит вас и ваших детей, а у детей появится и укрепится ощущение родовой преемственности, крепости семейных отношений, упрочнится фундамент, которого современным детям так не хватает.
Великое множество настольных игр также поможет скрасить семейный вечер. Даже заядлые любители компьютерных игр и популярных сериалов не останутся равнодушными, ведь сейчас эти сюжеты можно проиграть в режиме настольной игры в кругу близких людей.
В условиях карантина и самоизоляции очень не хватает общения, и мессенджеры приучают нас к сухой переписке, к возможности отсрочить ответ, взять паузу или совсем не отвечать. Но те же средства связи дают и другую возможность, быть в живом онлайне, при помощи средств видео-связи. Создавайте видео-конференции для друзей, одноклассников, для тех, с кем комфортно общаться в видео-онлайн-среде.
И напоследок хотелось бы подчеркнуть важность информации и способов ее донесения до детей в условиях эпидемий, карантинов и любых других происшествий, которые вызывают много вопросов, тревоги и недопонимания.
Объясняйте детям, что происходит, как дома, так и за стенами вашей квартиры. Постарайтесь подобрать понятные для ребенка слова, которые бы отражали реальную картину, не уводили в поле сказки, но и не пугали своими реалиями.
Говорите не только об опасностях, но и о способах защиты, о безопасности, уравновешивайте ваши слова примерами и позитивным подкреплением, не забывайте про отличный оборот «зато». «Мы сейчас вынуждены находиться дома, зато у нас есть замечательная возможность… » Отвечайте на вопросы детей, проговаривайте с ними то, что их тревожит или вызывает интерес.
Ребенок так и или иначе получит ответ на интересующий вопрос, в конечном итоге при отсутствии источников ответ даст собственная фантазия. Будет лучше, если ответ придет из авторитетных источников.
#советы психолога #полезные советы родителям #карантин с пользой #детский психолог #психология семьи