Подсчитал, полтора года не смотрел ни одного спектакля, не понимаю, как так вышло. В этом году попался «Горбачев» в Театре Наций, подошел к нему с предельной осторожностью.
Иностранец взялся за спектакль о проклятом бывшем лидере почившего СССР – это само по себе вызывает одновременно страх и отвращение, однако не скрою, и большое любопытство.
Евгений Миронов и Чулпан Хаматова дружны с Михаилом Горбачевым, мне однажды показалось, как Миронов, беседуя с бывшим президентом, обращается к нему на «ты», Горбачев точно к артистам на «ты», разница в возрасте позволяет. Интонация спектакля проглядывалась заранее, ожидал от артистов предельной любви к персонажам.
Что можно поставить про Горбачева? История любви с Раисой – единственно верный ответ. Любовь была, какую пожелаешь всем, и все бы было хорошо, если б Горбачев не руководил огромной страной, нашей родиной, приведя ее к развалу.
Однако спектакль мне понравилась. Два с половиной часа пролетели, едва успел моргнуть. Миронов и Хаматова артисты высшей пробы (не думал, что напишу). В спектакле режиссер и актеры обошли все острые углы, да и не нужно было историю любви превращать в политический манифест, молодцы.
Горбачев и Раиса старели на глазах зрителя, невероятно удачное решение – Миронов прямо на сцене присаживался за гримерный столик, раз-два и вот он уже с лысиной и известным на весь мир пятном; Хаматова, спрятавшись за вешалкой с одеждой, появлялась через миг в другом образе (Чулпан в спектакле открылась для меня с другой стороны).
В финале тучный Горбачев, одинокий старик, грустит по своей любимой Раисе. Спектакль определенно лучшее, что я видел в Театре Наций, если бы не персонаж, вызывающий отвращение у любого вменяемого человека… бог с ним, «Горбачев» - отличный спектакль.