Найти тему
Ликбез

Весь социализм и социал-демократия за 5 минут

Социализм - это одно из крупных политических течений XIX-го и ХХ-го вв. Сущность его состоит в преобразовании экономического порядка путем ликвидации капиталистических классовых отношений, отношений собственности и эксплуатации, и замене их на экономику, организованную на принципах эгалитаризма и рационально управляемую государством, являющуюся основой широкой общественной и политической эмансипации. Между социализмом и другими крупными идеологиями - либерализмом и консерватизмом - существуют тесные взаимосвязи относительно условий их возникновения, конкуренции друг с другом и влияния. У них есть некоторые сходные черты (например, консервативная критика капитализма или либеральная критика государства). Социализм проявляется в трех основных измерениях: 1) как идея или как теоретическая концепция; 2) как политическая деятельность какого-либо движения или партийной организации, 3) как реализованная общественная и политическая структура - социалистическая система. Для всех трех измерений большое значение имеет вопрос о социальных основах возникновения социализма, социальных группах - его носителях, условиях конкуренции и влияния, многообразии проявления, соперничестве среди социалистов, расколе и т.д.

Принято различать следующие периоды развития социализма: 1) "ранний социализм" (называемый также "утопическим") примерно до 1848 г.; 2) формирование организованного рабочего движения в Европе, возникновение и развитие социал-демократических и социалистических партий до первой мировой войны; 3) период раскола между социал-демократами и коммунистами, начиная с 1917-18 гг. до 1945 г.; 4) период глобального противостояния систем в конфликте между Востоком и Западом после 1945 г. и широкое распространение систем, претендующих называться реальным социализмом. Этот период можно считать законченным в 1989 г., когда социалистические системы в Восточной Европе потерпели крах, так что реальное воплощение социализм находит сегодня только в "третьем мире".

Хотя коммунистические эгалитарные идеи имеют тысячелетнюю традицию, возникновение и развитие социализма связано с индустриально-капиталистическими преобразованиями, начиная с середины ХVIII в. Несмотря на некоторое сходство с утопиями раннего этапа Нового времени (например, Т. Мор), у Бабёфа, Буонаротти, Фурье, Оуэна, Сен-Симона и Прудона отчетливо видна основа просветительской философии в форме рационалистически сконструированных эгалитарных функциональных систем. В той мере, в какой индустриальная трансформация капитализма в социально-историческом и общественно-теоретическом планах понимается как общий социально-экономический, социально-культурный и политический процесс, социализм в широком плане трактуется как теория, обосновывающая движение пролетаризированных низших классов, направленное против этого процесса.

Переход от протеста рабочих к организованному рабочему движению (после 1848 г., и особенно начиная с 60-х гг.) осуществлялся не только в контексте социалистических идей. Различные течения и стратегии конкурировали между собой в разных странах с различными условиями, разной исходной ситуацией, разными тенденциями развития. Наряду с социалистическими организациями и рабочими партиями существовали анархизм, революционный синдикализм, профессиональные союзы, либеральные просветительские общества, кооперативы, христианские социальные учения и т.д. Социальные историки и политологи в многочисленных работах пытались описать и объяснить комплексное формирование той или иной национально-специфической стратегической и идеологической модели (например, слабость либерализма и раннее возникновение социалистической рабочей партии в Германии с двумя ее флангами, ориентированными на Маркса и на Лассаля; длительное влияние тред-юнионов в Англии, в частности, в лейбористской партии после 1900 г.; ориентация на синдикализм во Франции; незначительное влияние социалистических групп и партий в США, большой вес христианско-католической ориентации в некоторых странах и регионах, например, в Италии, Франции, Бельгии, Рурской, области Германии; формы власти и культуры в крестьянской России). В отличие от недолговечного I Интернационала, II Интернационал, находившийся под сильным влиянием СДПГ (после 1890 г.), добился на какое-то время больших успехов в своей попытке унификации социалистической модели; и с ним связан значительный подъем социалистических политических партий в период между 1890 и 1914 гг.

Можно выделить следующие аспекты социализма, рассматриваемые политологией: гомогенизация и сегментация субкультуры (в том числе и в условиях репрессий); социально-структурное влияние капитализма, организованного с помощью крупного капитала, начиная с 1890-х гг.; коммуникационные и организационные структуры; последствия стратегических решений для парламентаризма; профсоюзные ориентации и влияние на партийную стратегию и дискуссию по основным стратегическим вопросам, например, дискуссию о массовых забастовках, теоретико-идеологическая структура понимания социализма; понимание революции и политическая практика; отношение к нации и империализму; концепции свободы. Дискуссии о политической экономии после Маркса и Энгельса не уделялось большого внимания; исключение представляли Люксембург и Хильфердинг, а также теории империализма; поэтому представления об экономическом будущем социализма оставались до 1914 г. неясными.

Однозначного понятия социализма и единого представления о его концепциях нет (как не было его и в прошлом). Напротив, сейчас,как никогда, представления о направлениях развития социализма дифференцированы. Он развивался и изменялся на разных ступенях исторического развития.

Т. ШИЛЛЕР СОЦИАЛИЗМ, СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ

Т. SCHILLER