Северный морской путь, Севморпуть (СМП), Северный морской коридор — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком говорит на википедия, но нам ведь надо узнать что скрывается за этой формулировкой и что нам поможет в инвест анализе будущего компаний которые участвуют в этом проекте. Так же в целом надо рассмотреть, что из себя представляет Арктика, так как это даст понимания по развития нашего сегодняшнего гостя. Игроки на российском направлении Арктики, которые нас интересуют являются Новатэк, Роснефть, а значит определяются направления, на которые мы будем смотреть, это – газ и нефть.
Полезные ископаемые
Эксперты геологической службы США (USGS) считают, что в Арктике находится пятая часть неисследованных извлекаемых запасов нефти и природного газа. Потенциальные запасы нефти в этом регионе — 90 млрд баррелей, газа — 47,3 трлн куб. м, газового конденсата — 44 млрд баррелей. Всего в Арктике, по оценкам USGS, находится до 13% еще неоткрытых мировых запасов нефти и до 30 % — газа. Из этих богатств на нашу долю выпало: нефти 7,3 млрд тонн, природного газа – 55 трлн кубометров, конденсата – 2,7 млрд тонн.
Министерства природных ресурсов РФ: порядка 41% нефтегазовых ресурсов региона располагаются на шельфе и около 43,5% от начальных суммарных ресурсов арктической зоны приходится на Ямало-Ненецкий автономный округ.
Перспективы ресурсов
Собственно, чтобы оценить все эти гигантские значения, а именно их ценность, надо понять их будущее.
Газ
Из-за зеленого перехода и признания той же Германией газа зеленым источником энергии (я писал в статье про Совкомфлот https://zen.yandex.ru/media/id/61fc67fb715c2b09aeda34b7/perspektivy-sovkomflota-61fc6c8877fb302ed892ece3) в мире будет наблюдаться рост потребления газа. Чем быстрее будут переходить на электромобили и отказываться от ДВС (двигатель внутреннего сгорания, то что делает врр врр в вашей машине), тем сильнее будет рост потребления газа в мире. Почему так, тут кратко, электродвигателей существует всего два типа те что работают напрямую от батарейки и те что работают по типу ДВС (на водороде и с батарейкой), так что нам понадобиться чем заправлять машину, либо чем-то заправлять электростанцию и здесь на арену выходит газ. Так же не забываем, что будет выпадать уголь из генерации электричества, а его доля составляет 26%. Уголь надо будет заменить, как вы думаете, чем его будут заменять? :)
Нефть
С нефтью все сложнее, но не так, как вы можете подумать, сейчас объясню. Да потребления нефти будет падать, с постепенным отказом от ДВС, от того что нефть будет постепенно уходить из генерации электричества (что не так быстро будет, как с ДСВ). И тут вы скажите ну все нефть ничего не будет стоить, но не тут-то было. После нефтяного кризиса 2020 года в отрасли наблюдается жёсткое недофинансирование (банки не хотят давать деньги нефтяникам), помимо этого на западные компании оказывается сильное давления со стороны зеленых, сверху присыпаем "зелеными налогами" и что мы получаем, а получаем следующие что с рынка уходят многие игроки, уменьшается добыча нефти, цена нефти потихоньку растёт, ОПЕК+ картель который будет регулировать цену помимо того что я перечислил выше, да нефть уйдет с олимпа, но не уйдет с нашей жизни. Цены на нефть только будут расти, меньше конкурентов, дороже проекты, разведка и все что с ней связанно. Тут уже есть риски, это и геополитика (разногласия в ОПЕК+ и других добытчиках), так же открывается возможность зайти на этот рынок тем странам, которые не могли добывать свою нефть по старым ценам (те же нефтяные пески Венесуэлы), давление со стороны зеленых и т.д. Не забываем что не ДВС едины, у нас остается фарм индустрия, нефтехимия.
Торговый путь
Китай очень заинтересован в этом торговом пути, отсюда и инвестиции в проекты на севере (Фонда Шелкового Пути)
Откуда такая заинтересованность? Опять тот же зеленый разворот Китая. Китай планирует достигнуть углеродной нейтральности к 2060 году, а Китай является самым главным грязнулей в мире, для реализации его амбициозных планов ему нужно заменять тот же уголь, который составляет 65% в доли энергетики и только в планах на 2025 год стоит сократить его долю до 51%. Будет расти доля возобновляемой энергии, но в основном будет расти потребления газа, причем заметно.
Россия утвердила в 2019 году план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года. Исходя из него торговый путь заработает на полную только к 30м годам, он включает: реконструкцию каналов, портов, увеличение их пропускной способности, расширение и углубление каналов, подготовка законов, актов и т.д.
В целом в подтверждении моих бредовых теорий говорят новые подписанные договоры между Москвой и Пекином: https://www.rbc.ru/economics/05/02/2022/61fd2b419a7947752427d700
Так же помимо ресурсов это и торговый потенциал из Китая в Северную часть Европы, торговый оборот ЕС и Китая составляет в районе 600 млрд евро. Около 60% осуществляется морским путем. На сколько я читал эксперты оценивают потенциал СМП в районе 10 – 15% от этого оборота, а это 36 млрд евро потенциальный торговый оборот через СМП.
Есть проблемы с сезонностью навигации, но Росатом пишет:
Крупные проекты
Судостроительный комплекс «Звезда»
Крупная новая верфь под строительства ледоколов нового типа, Атомный ледокол проекта "Лидер", ледоколы судов снабжения, так же строят нефтетанкеры и СПГ газовозы, для нужд Совкомфлота, Роснефти, Росатом и т.д. На данный момент верфь загружена заказами на 10 лет, есть надежды что исходя из нужд и загруженности верфи, будет строительство новых или расширение имеющейся, но темпы строительства впечатляюти (проект Роснефти).
Арктик СПГ и Ямал СПГ
Большие запасы газа в Арктике делают добычу там очень привлекательной, учитывая то что там довольно крупные месторождения, так же не забываем про то что это производство сжиженного газа, в транспортировки которого участвует Совкомфлот, его относительно легко доставить в любую точку планеты заказчикам.
Зеленая повестка так же играет роль, как сообщает Новатэк:
Проект реализуется в инновационной концепции строительства с использованием оснований гравитационного типа (ОГТ). Отсутствие работ по строительству завода СПГ на месте его расположения позволяет существенно минимизировать воздействие на окружающую среду.
За счет северных условий и применения новейших технологий в сфере энергоэффективности эмиссия парниковых газов на тонну произведенного СПГ будет более чем на 30% ниже среднего показателя в этой отрасли.
Восток Ойл
В 2020 году «Роснефть» приступила к реализации крупнейшего в современной мировой нефтегазовой отрасли проекта по добыче углеводородов. Ресурсная база проекта на севере Красноярского края составляет свыше 6 млрд тонн премиальной малосернистой нефти. «Восток Ойл» - станет одним из самых экологичных проектов.
Проектными решениями предусматривается полная утилизация попутного нефтяного газа, что обеспечит проекту «углеродный след» на 75% ниже, чем у других новых крупных нефтяных проектов в мире. Для энергоснабжения объектов «Восток Ойла» будет использована в том числе ветрогенерация.
Не малую роль сыграет близость к СМП, а это поставки нефти сразу в двух направлениях Европа и Азия, для чего Роснефти и понадобилась верфь, большое пространство для маневров и не зависимость от политических одобрений нефтепроводов (многострадальный газопровод "Северный поток-2"). Вспоминаем комментарии Сечина И.И. по поводу данной нефти то что она торгуется с премией в 11$ к Brent, а это было в 2020 году.
Собственно, а почему он привлекательный:
- Через Суэцкий калан требуется: 35 дней и 875 т мазута.
- Через СМП требуется: 25 дней и 625 т мазута.
Как видим экономия не только во времени, но и в топливе.
P.S. Наш серый кардинал (Совкомфлот) про который никто не пишет в газетах, будет получать большой профит от этого проекта так, как у него не будет таких масштабных строяк, а все контракты на СМП на данный момент уже заключены на долгий срок и под них строят корабли.