Найти тему
Иван Калита

Аналитика Северного морского торгового пути

Оглавление

Северный морской путь, Севморпуть (СМП), Северный морской коридор — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком говорит на википедия, но нам ведь надо узнать что скрывается за этой формулировкой и что нам поможет в инвест анализе будущего компаний которые участвуют в этом проекте. Так же в целом надо рассмотреть, что из себя представляет Арктика, так как это даст понимания по развития нашего сегодняшнего гостя. Игроки на российском направлении Арктики, которые нас интересуют являются Новатэк, Роснефть, а значит определяются направления, на которые мы будем смотреть, это – газ и нефть.

-2

Полезные ископаемые

Эксперты геологической службы США (USGS) считают, что в Арктике находится пятая часть неисследованных извлекаемых запасов нефти и природного газа. Потенциальные запасы нефти в этом регионе — 90 млрд баррелей, газа — 47,3 трлн куб. м, газового конденсата — 44 млрд баррелей. Всего в Арктике, по оценкам USGS, находится до 13% еще неоткрытых мировых запасов нефти и до 30 % — газа. Из этих богатств на нашу долю выпало: нефти 7,3 млрд тонн, природного газа – 55 трлн кубометров, конденсата – 2,7 млрд тонн.

Министерства природных ресурсов РФ: порядка 41% нефтегазовых ресурсов региона располагаются на шельфе и около 43,5% от начальных суммарных ресурсов арктической зоны приходится на Ямало-Ненецкий автономный округ.
-3

Перспективы ресурсов

Собственно, чтобы оценить все эти гигантские значения, а именно их ценность, надо понять их будущее.

Газ

Из-за зеленого перехода и признания той же Германией газа зеленым источником энергии (я писал в статье про Совкомфлот https://zen.yandex.ru/media/id/61fc67fb715c2b09aeda34b7/perspektivy-sovkomflota-61fc6c8877fb302ed892ece3) в мире будет наблюдаться рост потребления газа. Чем быстрее будут переходить на электромобили и отказываться от ДВС (двигатель внутреннего сгорания, то что делает врр врр в вашей машине), тем сильнее будет рост потребления газа в мире. Почему так, тут кратко, электродвигателей существует всего два типа те что работают напрямую от батарейки и те что работают по типу ДВС (на водороде и с батарейкой), так что нам понадобиться чем заправлять машину, либо чем-то заправлять электростанцию и здесь на арену выходит газ. Так же не забываем, что будет выпадать уголь из генерации электричества, а его доля составляет 26%. Уголь надо будет заменить, как вы думаете, чем его будут заменять? :)

Мировое потребление
Мировое потребление

Нефть

С нефтью все сложнее, но не так, как вы можете подумать, сейчас объясню. Да потребления нефти будет падать, с постепенным отказом от ДВС, от того что нефть будет постепенно уходить из генерации электричества (что не так быстро будет, как с ДСВ). И тут вы скажите ну все нефть ничего не будет стоить, но не тут-то было. После нефтяного кризиса 2020 года в отрасли наблюдается жёсткое недофинансирование (банки не хотят давать деньги нефтяникам), помимо этого на западные компании оказывается сильное давления со стороны зеленых, сверху присыпаем "зелеными налогами" и что мы получаем, а получаем следующие что с рынка уходят многие игроки, уменьшается добыча нефти, цена нефти потихоньку растёт, ОПЕК+ картель который будет регулировать цену помимо того что я перечислил выше, да нефть уйдет с олимпа, но не уйдет с нашей жизни. Цены на нефть только будут расти, меньше конкурентов, дороже проекты, разведка и все что с ней связанно. Тут уже есть риски, это и геополитика (разногласия в ОПЕК+ и других добытчиках), так же открывается возможность зайти на этот рынок тем странам, которые не могли добывать свою нефть по старым ценам (те же нефтяные пески Венесуэлы), давление со стороны зеленых и т.д. Не забываем что не ДВС едины, у нас остается фарм индустрия, нефтехимия.

-5
-6

Торговый путь

Китай очень заинтересован в этом торговом пути, отсюда и инвестиции в проекты на севере (Фонда Шелкового Пути)

Из годового отчета Новатэк за 2020 год
Из годового отчета Новатэк за 2020 год

Откуда такая заинтересованность? Опять тот же зеленый разворот Китая. Китай планирует достигнуть углеродной нейтральности к 2060 году, а Китай является самым главным грязнулей в мире, для реализации его амбициозных планов ему нужно заменять тот же уголь, который составляет 65% в доли энергетики и только в планах на 2025 год стоит сократить его долю до 51%. Будет расти доля возобновляемой энергии, но в основном будет расти потребления газа, причем заметно.

-8

Россия утвердила в 2019 году план развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года. Исходя из него торговый путь заработает на полную только к 30м годам, он включает: реконструкцию каналов, портов, увеличение их пропускной способности, расширение и углубление каналов, подготовка законов, актов и т.д.

В целом в подтверждении моих бредовых теорий говорят новые подписанные договоры между Москвой и Пекином: https://www.rbc.ru/economics/05/02/2022/61fd2b419a7947752427d700

Так же помимо ресурсов это и торговый потенциал из Китая в Северную часть Европы, торговый оборот ЕС и Китая составляет в районе 600 млрд евро. Около 60% осуществляется морским путем. На сколько я читал эксперты оценивают потенциал СМП в районе 10 – 15% от этого оборота, а это 36 млрд евро потенциальный торговый оборот через СМП.

Есть проблемы с сезонностью навигации, но Росатом пишет:

Севморпуть станет круглогодичным

Крупные проекты

Судостроительный комплекс «Звезда»

Крупная новая верфь под строительства ледоколов нового типа, Атомный ледокол проекта "Лидер", ледоколы судов снабжения, так же строят нефтетанкеры и СПГ газовозы, для нужд Совкомфлота, Роснефти, Росатом и т.д. На данный момент верфь загружена заказами на 10 лет, есть надежды что исходя из нужд и загруженности верфи, будет строительство новых или расширение имеющейся, но темпы строительства впечатляюти (проект Роснефти).

Судоверфь "Звезда"
Судоверфь "Звезда"

Арктик СПГ и Ямал СПГ

Большие запасы газа в Арктике делают добычу там очень привлекательной, учитывая то что там довольно крупные месторождения, так же не забываем про то что это производство сжиженного газа, в транспортировки которого участвует Совкомфлот, его относительно легко доставить в любую точку планеты заказчикам.

Зеленая повестка так же играет роль, как сообщает Новатэк:

Проект реализуется в инновационной концепции строительства с использованием оснований гравитационного типа (ОГТ). Отсутствие работ по строительству завода СПГ на месте его расположения позволяет существенно минимизировать воздействие на окружающую среду.
За счет северных условий и применения новейших технологий в сфере энергоэффективности эмиссия парниковых газов на тонну произведенного СПГ будет более чем на 30% ниже среднего показателя в этой отрасли.

Ямал СПГ, захотелось сгущенки :)
Ямал СПГ, захотелось сгущенки :)

Восток Ойл

В 2020 году «Роснефть» приступила к реализации крупнейшего в современной мировой нефтегазовой отрасли проекта по добыче углеводородов. Ресурсная база проекта на севере Красноярского края составляет свыше 6 млрд тонн премиальной малосернистой нефти. «Восток Ойл» - станет одним из самых экологичных проектов.

Восток Ойл
Восток Ойл

Проектными решениями предусматривается полная утилизация попутного нефтяного газа, что обеспечит проекту «углеродный след» на 75% ниже, чем у других новых крупных нефтяных проектов в мире. Для энергоснабжения объектов «Восток Ойла» будет использована в том числе ветрогенерация.

Не малую роль сыграет близость к СМП, а это поставки нефти сразу в двух направлениях Европа и Азия, для чего Роснефти и понадобилась верфь, большое пространство для маневров и не зависимость от политических одобрений нефтепроводов (многострадальный газопровод "Северный поток-2"). Вспоминаем комментарии Сечина И.И. по поводу данной нефти то что она торгуется с премией в 11$ к Brent, а это было в 2020 году.

Собственно, а почему он привлекательный:

  1. Через Суэцкий калан требуется: 35 дней и 875 т мазута.
  2. Через СМП требуется: 25 дней и 625 т мазута.

Как видим экономия не только во времени, но и в топливе.

P.S. Наш серый кардинал (Совкомфлот) про который никто не пишет в газетах, будет получать большой профит от этого проекта так, как у него не будет таких масштабных строяк, а все контракты на СМП на данный момент уже заключены на долгий срок и под них строят корабли.

Спасибо за внимание.

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией!

Данная информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, и финансовые инструменты либо операции, упомянутые в ней, могут не соответствовать Вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям)