Найти тему

Страна происхождения товара в заявке УЗ на строительные работы (Закон № 44-ФЗ)

Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок
Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок

Заказчики и подрядчики, занятые в сфере закупок строительных работ, наверняка обратили внимание на изменения, которые произошли в Законе № 44-ФЗ с 1 января 2022 года. С указанной даты содержание заявки участника претерпело изменения: участник должен при подаче заявки указывать сведения о стране происхождения поставляемых товаров, если поставка таких товаров предусмотрена проектной документацией, типовой проектной документацией или сметой на капитальный ремонт. Указанное правило распространяется на любые конкурентные закупки, проводимые в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, и предусмотрено ст. 43 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Закона № 44-ФЗ в заявку участника (в случае включения заказчиком в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в качестве описания объекта закупки проектной документации, типовой проектной документации или сметы на капитальный ремонт) не включается информация, предусмотренная пп. «а» и «г» п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ. При этом пп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, предусматривающий предоставление сведений о стране происхождения поставляемого товара, в указанную норму не включен и, следовательно, сведения о стране должны быть предоставлены участником в заявке. Аналогичный подход Законом № 44-ФЗ применен в электронных конкурсах (см. п. 1 ч. 19 ст. 48 Закона № 44-ФЗ). Однако, ни одна из указанных норм не предусматривает предоставление участником сведений о характеристиках и товарном знаке (при наличии) товаров, предлагаемых к поставке при производстве строительных работ. В отношении последнего участник просто соглашается со всеми требованиями заказчика по умолчанию.

Если проектная документация, типовая проектная документация или смета на капитальный ремонт предусматривает поставку товаров конкретных товарных знаков, то административная практика центрального аппарата ФАС России по данному вопросу за 2021 год (прим.: практика территориальных управлений ФАС России при этом не всегда соответствует практике центрального аппарата) однозначно говорит об обязанности заказчика предусматривать возможность поставки участником эквивалентных товаров путем указания в описании объекта закупки слов «или эквивалент». То, что участник не имеет возможности предоставить сведения о характеристиках и товарном знаке эквивалентных товаров непосредственно в заявке не исключает его право осуществить поставку эквивалентных товаров при исполнении контракта. Иными словами, подавая заявку участник соглашается со словами «или эквивалент», а не с товарными знаками из описания объекта закупки. Поэтому, если проектная документация, типовая проектная документация или смета на капитальный ремонт предусматривает поставку исключительно товаров зарубежных производителей, а участник в качестве страны происхождения товара с 1 января 2022 года укажет, что такой страной является, например, «Российская Федерация», то заявка такого участника не может быть отклонена (исключения будут возможны, если конкретное территориальное управления ФАС России будет придерживаться позиции, что включение в качестве объекта закупки проектной документации (с 1 января 2022 года не типовой проектной документации и не сметы на капитальный ремонт) является соблюдение заказчиком требований п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Требование о предоставлении участником сведений о стране происхождения товара порождает, по мнению автора настоящей статьи, обязанность заказчика предусматривать в требованиях к содержанию и составу заявки участника перечень товаров, в отношении которых сведения о стране должны быть предоставлены. Отсутствие такого перечня приведет к спорам о необходимости предоставления участником сведений о стране в отношении конкретного товара, а также по отнесению такого товара к категории «поставляемых» или «используемых». В отношении последних заказчик не вправе в соответствии с Законом № 44-ФЗ устанавливать требования о предоставлении сведений о стране. Поэтому для исключения подлобных споров наличия перечня поставляемых товаров в описании объекта закупки необходимо.

Однако, при формировании такого перечня заказчик может столкнуться с новыми проблемами: проблемами применения актов об импортозамещении, если поставляемые товары из перечня, попадут под действие запретов, ограничений допуска, условий допуска, установленных ст. 14 Закона № 44-ФЗ. Если в 2021 году отдельные проверяющие на указанные закупки «закрывали глаза», т.к. применение актов об импортозамещении при осуществлении закупок строительных работ фактически было невозможно именно ввиду отсутствия в заявке сведений о стране происхождения товара, то с 1 января 2022 года такие сведения предоставляются и теперь нельзя сказать о том, что при осуществлении названных закупках акты об импортозамещении могут не применяться. В связи с изложенным, автор статьи рекомендует разделять закупки строительных работ и закупки на поставку товаров даже в том случае, если соответствующая поставка предусмотрена проектной документацией. Это позволит избежать рисков аннулирования проводимых процедур и обвинения заказчика в том, что он не применяет акты об импортозамещении.

Автор статьи: Александр Евсташенков, руководитель Экспертного центра Института госзакупок

Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 2 (90), февраль 2022 г.)