Найти тему

Домашнее воспитание - никаких плюсов не вижу

  • Так получилось, что моя дочь выросла без садика. До трех лет я, как правильная мама, сидела дома. В три с половиной года нашлocь некое подобие сада - детский дошкольный образовательный центр (живем в Бразилии, аналогов российских садов с пребыванием от 08.00 до 19.00 тут нет). Максимум, можно оставить до 17.00 вечера. Но папе-бразильцу и этого показалось много. Под аханье "как можно такую маленькую отлучать от дома на целый день" устроили ребенка на полдня - с 08.00 до 12.00. Так она спокойно отходила год. B четыре с половиной пошла на полный день. Прошло две недели. А потом - локдаун на полтора года. Когда дочери уже было без двух месяцев шесть лет, у нас начали потихоньку открываться детские учреждения. Дочь пошла в нулевой класс - опять с 08.00 до 12.00.

В общем, хороший пример городского воспитания без садика

Список проблем:

1. Pебенок не доиграл. Сколько времени вы можете провести на детской площадке? Три часа максимум. А потом нужно идти обедать. Либо, становится уже поздно, а домой ещё дойти, а то и доехать надо. За эти два-три часа ребенку нужно найти потенциального друга (а контингент всегда меняется), познакомиться, притереться, определиться во что и как будем играть и сыграться между собой (нащупать общий ритм игры, настроиться на одну волну - это бывает не быстро). Чистого игрового взаимодействия получается в лучшем случае час. Это очень мало. Вспомним, что ведущая деятельность дошкольника именно игра и ничем ее не подменишь.

Я часто вижу, как дошколёнка в самый разгар игры, мама или папа просто выдергивает из детской компании, и, упирающегося и орущего, тащит с площадки. Взрослый даже не задумается о том, сколько усилий было приложено ребенком, чтобы вписаться в эту группу, занять в ней определенную нишу, встроиться в общую игру. Tолько-только у него всё пошло на лад - надо уходить. Заорешь тут!

А в саду обычно есть постоянные, сыгранные между собой, малые группы - пары-тройки детей, близких по темпераменту, интересам и уровню развития. И на свободную игру времени отводится достаточно.

2. Режим дня. Чтобы обеспечить хотя бы подобие режима, матери нужно стать тем самым ненавистным пострелом, который везде поспел. Одной рукой развлекать, другой - готовить, третьей - на прогулку собирать. Четвертой можно еще прибрать что-нибудь, чтобы на ночь не оставлять. Захотелось приготовить что-то поинтереснее - значит, рисовать, мастерить с ребенком не будем. Привлекать к процессу готовки - это только в интернет-советах работает. Кухня, увы, не цирк. Слишком много однообразного, скучного и, вообще, такого, что ребенку не доверишь.

3. Развитие речи. Дошкольник и младший школьник должен говорить много. Иначе, как речь развивать? Каково часами выслушивать излияния формирующегося разума, я думаю, никому объяснять не надо. А в садике "свободные уши" найдутся всегда.

4. Занятия. Попробуйте сделать зарядку с одним ребенком! Чадо будет бегать от вас по всей квартире, а когда вы, наконец, загоните его в угол, будет делать глазки, как у кота из Шрека и ныть, а упражняться не будет. Если вы не педагог и не клоун, и не умеете превратить разминку в увлекательную игру - лучше и не браться. Смысл наклонов и рукомашества, как и слова "здоровье", дойдет годам к четырнадцати, едва ли раньше. При этом, почему-то в детской группе самые простые упражнения идут на "ура". То же самое - подготовка к школе. Дома на удержание внимания уходит гораздо больше сил, чем, собственно, на обучение. А в садике стоит одному заинтересоваться - подтянутся остальные.

5. Утренники и прочие праздники. Далеко не каждая семья может себе позволить, например, детский тематический вечер. Нужен частный дом со своим двором или большая квартира (про аренду зала даже думать не хочется), музыка, аниматор или ведущий, угощение. Серьезные расходы. А сколько в садиках собирают на утренники и собирают ли вообще?

6. Самостоятельность и сепарация от родителей, конечно, оставляют желать лучшего. Сложно повзрослеть, если ты весь день возле маминой юбки. Рядом взрослый человек, который любую проблему разгребет. Поэтому, ты эти проблемы можешь просто потоком поставлять. "Это не могу", "то не нахожу", "там не получается", "сям сделай" - а мать живой человек и ей проще подорваться и сделать, чем слушать полчаса нытьё А потом будет вздыхать, что ребенок "безрукий".

7. Сюси-муси на счет в банке не положишь. Если дочь после восемнадцати лет захочет поступить на платный факультет, уехать на стажировку в другую страну или сделать что-то еще, где нужны вложения - мы с мужем только руками разведем. Пока мама варила кашки и водила гулять - все карьерные поезда от нее ушли. Теперь мать сможет, в лучшем случае, курсовые писать за копейки. Вот тогда дочь, уже с позиции взрослого человека, выскажет нам с мужем всё, что думает о домашнем воспитании. Пожалуй, мой список заметно увеличится.

Ну, вот, что хорошего в жизни без садика? Домашняя еда? В саду по-любому меню разнообразнее, чем дома. Аппетит у детей в компании лучше. И хорошо, если ребенок отвыкнет от излишней разборчивости. Для "принцессы", которая питается только курицей в кляре, может оказаться вселенской драмой необходимость прожить неделю на каше. А время сейчас лихое, от трудностей никто не застрахован. Мое детство пришлось на 80-ые годы. Само собой, все дети в садиках. И я не помню ни одного полного ребенка ни в саду, ни в младших классах. Вот вам и казенный кошт! Все были сытые и никого не разносило. А сейчас на площадках - через одного лишний вес.

Возможность жить без режима? А это хорошо? И если у семьи нет помощницы, всё равно не погуляешь, сколько хочется.

Возможность выбирать друзей? И никакой гарантии, что своего нового друга ты увидишь завтра или, вообще, когда-нибудь. Часы и дни прогулок могут просто не совпадать. И немногие матери заморочатся на то, чтобы договориться между собой и гулять вместе. Вообще, нет никакого чувства принадлежности к коллективу, идентификации себя с какой-то группой - ты всё время сам по себе.

Индивидуальные занятия? Индивидуальное мучение для матери и ребенка с крайне низкой продуктивностью.

Днем спать не надо. Пожалуй, это единственный плюс.

Имеет смысл не водить в сад, если есть двое-трое взрослых, готовых впрягаться посменно. Педагоги, кружки, какая-то постоянная детская компания. Словом, очень и очень непросто. А вот превратить ребенка в интернет-маугли проще простого. И мать нельзя в этом винить. Ну, не смогла она в одиночку заменить ту самую пресловутую деревню.