Найти тему
Библио-лаборатория

Гений и злодейство - две вещи несовместные? Аргументы против: четыре гения-негодяя

Может ли гениальный творец (поэт, скульптор, музыкант, кто угодно) быть одновременно негодяем? Александру Сергеевичу Пушкину, который «наше все», традиционно приписывается безоговорочное утверждение: нет, не может. Основано это «приписывание» на нескольких строках из «Моцарта и Сальери»:

«Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство —
Две вещи несовместные.
Не правда ль»?

Заметим пока, что здесь совершенно нет категорического утверждения, скорее дискуссионный вопрос. Моцарт отнюдь не уверен в своей мысли, иначе к чему бы просить подтверждения у Сальери?

Михаил Врубель. Сальери подсыпает яд Моцарту. 1884
Михаил Врубель. Сальери подсыпает яд Моцарту. 1884

Увы, история человечества наглядно нам демонстрирует, что гений и злодейство порой запросто уживаются в одной личности. Для наглядности можно привести несколько примеров.

В античность я решил не залезать, поскольку сведения о творческих гениях тех времен не слишком достоверны и часто обнаруживаются лишь в более поздних источниках, хотя, к примеру, история о черной зависти и ненависти Аристофана к Еврипиду известна довольно широко. Ну да ладно, эмоции — еще не преступление, а мы говорим именно о тех, кто преступал закон.

Восковая скульптура пожилого Эгиля Скаллагримссона, выполненная в полном соответствии с весьма подробными описаниями из саг.
Восковая скульптура пожилого Эгиля Скаллагримссона, выполненная в полном соответствии с весьма подробными описаниями из саг.

1. Эгиль Скаллагримссон. Исландец, считается величайшим скальдическим поэтом эпохи викингов. «Сага об Эгиле», описывающая его бурную жизнь — тоже памятник скандинавской литературы и истории, а заодно свидетельство того, что Эгиль был законченным социопатом и отморозком, способным убить человека за косой взгляд. Одно из самых знаменитых его произведений, «Драпа о выкупе головы», было создано как раз в качестве виры за многочисленные выходки, когда его в очередной раз прижал к ногтю влиятельный властитель.

Франсуа Вийон в время очередной "отсидки"
Франсуа Вийон в время очередной "отсидки"

2. Франсуа Вийон. Знаменитый поэт французского средневековья, оказавший огромное влияние на французских поэтов эпохи Возрождения. Помимо своей поэзии известен своей склонностью постоянно попадать в самые неприятные истории с уличными драками, убийствами и грабежами, дважды был приговорен за своих похождения к смерти (оба раза помилован). Биография его темна и запутана, в одних случаях он был безусловно замешан в преступлениях (например, он совершенно точно участвовал в ограблениях), в других — оказывался жертвой прочно приклеившейся к нему дурной репутации (как в случае со вторым смертным приговором), но совершенно очевидно, что жизнь он прожил бесконечно далекую от жизни законопослушного обывателя.

Предполагаемый портрет Кристофера Марлоу
Предполагаемый портрет Кристофера Марлоу

3. Кристофер Марлоу. Английский поэт и драматург, реформатор английской драматургии. Учитель и предтеча Шекспира, некоторые конспирологи (коих вокруг наследия великого драматурга роится множества) даже приписывают ему авторство некоторых первых шекспировских пьес. Совершенно неуправляемый тип, имевший репутацию скандалиста, распутника, пьяницы, дуэлянта и даже содомита. Из Соединенных Провинций Нидерландов был выслан за фальшивомонетничество, однако считается, что на самом деле он шпионил для английской короны. В итоге был убит при крайне подозрительных обстоятельствах.

"Персей" - самая знаменитая работа Челлини
"Персей" - самая знаменитая работа Челлини

4. Бенвенуто Челлини. итальянский живописец, скульптор и ювелир эпохи Возрождения. Из его ювелирных изделий до наших дней не сохранилось почти ничего, зато сохранились восторженные отзывы, например, знаменитого скульптора Вазари. Впрочем, прекрасные статуи работы Челлини до нас дошли, и занимают свое заслуженное место среди шедевров Ренессанса. Очевидно, сеньор Челлини очень ревностно оберегал свою репутацию великого ювелира и скульптора — преимущественно при помощи драк и убийств своих конкурентов, из-за чего был вынужден постоянно кочевать по городам-государствам Италии, зарабатывая новыми шедеврами благосклонность очередного влиятельного покровителя, а если денег не хватало — то всегда можно было что-нибудь украсть и сбежать или заняться фальшивомонетничеством (очевидно весьма популярным способом побочного заработка среди богемы тех лет).

Можно, конечно, спорить об уровне гениальности каждого из этих персонажей, но одно несомненно — их вклад в мировую культуру неоспорим, несмотря на их, мягко говоря, сомнительные наклонности.

Так что вопрос Моцарта из произведения Александра Сергеевича, пожалуй, так и остается открытым. Вот уж поистине: "Когда б вы знали, из какого сора..."