Найти тему

Какие элементы техники и приемы привнес Брюс Ли в боевые искусства

Оглавление

В этой статье мы не будем обсуждать Брюса Ли, его жизнь и прочее. Наша цель – именно приемы и техника. Создал ли Брюс Ли что-то уникальное, если да, то что именно, на что оно похоже? Каков от этого толк?

Честно говоря, боевые искусства настолько многогранны и разнообразны, что довольно тяжело сказать, что же именно нового изобрел Брюс Ли. Но нам это и не нужно. Нам важно, что он сумел показать другим и донести до других. Для нас важна практика, а не история.

Итак. Что же создал или продемонстрировал Брюс Ли? В чем его заслуга в развитии боевых искусств?

1) Первый прием на основе Вин Чунь – «кнутовые», «щелкающие» реверсные удары

Фронтальная стойка. Вытяните правую руку перед собой на уровне груди. Но не полностью. Локоть вниз, кулак в вертикальном положении. Все как в Вин Чунь. А теперь тяните кулак к левому плечу. Но, не доходя до плеча уводите кулак по кругу вправо. Кулак проходит к груди, затем по кругу начинает отдаляться от тела, но приближаться к правому плечу. И как только он достигнет крайней правой точки круга, кулак срывается с круга и летит вперед. И не просто летит. Тело совершает резкий поворот на 45 градусов примерно, двигаясь правым плечом вперед, к противнику. При этом рука в плечевом суставе резко дергается вперед. При желании к этому еще можно добавить движение бедер.

В конечном счете, рука бьет подобно кнуту, и в удар этот вкладывается тело. Вот этого удара кнутом в Вин Чунь как раз и нет.

Более того, удар Брюса Ли не прямой и не таранящий как в Вин Чунь. Он идет по дуге. И, дойдя до точки контакта, не останавливается. А возвращается по инерции к левому плечу.

Но движение к левому плечу было в основе старта удара. А это значит, что кулак опять может выходить на удар. И так до бесконечности.

Сам удар в результате получается щелкающим, подобно кончику кнута. Кстати, наверное не все знают, что громкий, щелкающий звук от удара кнутом возникает от того, что кончик кнута начинает двигаться быстрее скорости звука.

Вот и подумайте, о каком ударе идет речь. «Щелкающий» удар Брюс Ли направлял в подбородок соперника. И это все! Нокаут без вариантов. Никакого вложения великих сил, никаких больших затрат на достижение скорости. Все просто. Это просто – щелчок кнута.

Фильм «Выход Дракона», когда Брюс дрался с Охара из стартовой позиции касающихся рук. Весь секрет Брюса в данном моменте – «кнутовый» удар.

Удар имеет большой потенциал, поскольку техника исполнения позволяет делать его многократно. Все потому, что точка старта и точка финиша удара соединены непрерывной, бесконечной линией эллипса.

Но Брюс Ли не стал идти этим путем, что очень даже правильно. Почему? Потому что после первого удара с противником что-то должно произойти. Его тело не останется в той же позиции, что было до удара. И второй такой же удар просто бить некуда. И что сделал Брюс? Как только кулак после удара вернулся к левому плечу, Брюс тут же пробивает свой знаменитый горизонтальный уракен в голову. Более того, уракен не обязательно пробивать в голову. Брюс Ли показывал, как его можно бить в солнечное сплетение и даже в пах, по всем трем уровням.

И что еще важно, уракен Брюса – это не удар изнутри наружу, это также удар и вперед. Это гибридный удар, который содержит в себе несколько классических ударов. Особенно, когда он идет в солнечное сплетение или в пах. (Между нами говоря, от гибридных ударов у многих последователей традиционных БИ будет несварение желудка. От того, что это неправильная техника. Но это так, шутка).

И что интересно. Этот прием можно начинать в обратном порядке. Сначала уракен, а только потом полупрямой удар вертикальным кулаком.

2) Второй прием на основе Вин Чунь – пробивная серия

Это прием содержит в себе основы Вин Чунь. Но уже не так явно, как первый прием. Первый удар – правой рукой, правым кулаком из правосторонней стойки. Также идет от левого плеча по кругу. Но кулак находится в горизонтальном положении. И это уже не щелкающий удар кнутом, хотя на старте он идет как «кнутовый» удар. Но задача этого удара – пробить в противнике дыру, поэтому он не возвращается по эллипсу к левому плечу. Он идет исключительно вперед и только вперед.

Пока удар правой рукой идет вперед, левый кулак отходит к ребрам левого блока с локтем сзади. Практически как в каратэ или других стиля у-шу. Как только правый кулак реализует свое устремление, делается реверсное движение как в каратэ, правый кулак резко идет к ребрам правого бока, а левый выстреливает в ударе вперед. И тут же реверсом уходит в изначальную позицию, уступая место правому кулаку.

Серия на это может и закончится. А может перейти опять к левой руке, которая заканчивает серию максимально сильным, завершающим ударом.

3) Третий прием на основе Вин Чунь

Третий прием Брюс Ли как раз нигде и не показал толком. Это смесь первого приема и второго, которые объединяются в одно целое, в одну технику рук. Первый прием переходит во второй, второй – в первый.

4) Свободные, сквозные, круговые удары Брюса Ли – никакого закрепощения

Брюс Ли поставил себе на вооружение боксерские удары. Только он не выполнял их как в боксе. Совсем не следовал боксу, особенно боксу в нынешнем понимании, когда требования к технике в боксе стали чуть ли не страшнее требований в каратэ. Брюс Ли быстро уловил суть и смысл. В бою нужны свободные, размашистые удары, в которые можно вкладывать всю силу тела, не заморачиваясь тонкостями каких-то «суперточных качественных техник», владельцы которых обычно «лежат на отдыхе» после реальной стычки.

И Брюс Ли поставил себе в арсенал прямые размашистые удары с вложением веса тела, но с дугообразной траекторией, а также добавил круговые, сметающие удары в горизонтальной плоскости с вращением тела вокруг своей оси. Такой подход позволил вести бой против нескольких противников. И что особо важно, такая техника позволяла делать уклоны и свободно передвигаться.

Да и в ударах ногами у Брюса Ли наблюдалась значительная свобода действий. Никаких зажатых стоек, никаких фиксированных ударов ногами. Удар ногой мог быть реверсным, но без зажатой стойки. Все удары были легкими, свободными, а, главное, очень резкими и быстрыми.

5) Секторные, круговые блоки

Брюс Ли продемонстрировал круговые, непрерывные блоки, которые способны перекрывать целые сектора. И не надо решать ребусы, куда и как будет бить противник.

6) Ассиметричная и разделенная техника

Часто в обсуждениях можно слышать или почитать дебаты на тему, что лучше – отрабатывать один-два удара, или учить разнообразную технику. Понятно, что если отрабатывать один-два удара и довести их до совершенства, то они превратятся в настоящее оружие. Но возникает вопрос: «А вдруг понадобится другое оружие?» Брюс Ли решил эту дилемму для себя очень просто. Он разделил технику. А именно. Правая нога отрабатывает одни удары, а левая другая. Правая нога взяла на себя основные атакующие функции встречных ударов, а левая – стала носителем неожиданности (удар с разворота, с вертушки после атакующих ударов правой ногой).

В результате у Брюса Ли правая нога работала в одном стиле, а левая нога в другом.

Аналогичная система была и в технике рук. Основной ударной рукой у Брюса была правая, а задача левой руки была просто помогать и дополнять, обслуживать задачи правой руки.

В итоге с одной ноги и одной руки снимается проблема разнообразия, но за счет парности вопрос многообразия обеспечен. Вот что важно!

Ассиметричная техника – это когда одна рука или нога работает в одном стиле, а вторая – в другом стиле. Разделенная техника, когда в рамках одного стиля одна рука использует свой набор техник, в другая – свой.

У Брюс Ли это все было слегка перемешано, но суть от этого не меняется. А, главное, подход очень интересный. Такой метод открывает очень много интересных перспектив. Например, левая нога работает на скорость и на блоки, а правая на силовые удары.

7) Шесть золотых ударов правой ногой

Брюс Ли показал самые эффективные и оптимальные удары ногой. Стартуем мы от мае-гери. Только вот, что не надо делать, так это выполнять этот удар как в каратэ. Мае-гери должен быть более быстрым, резким и свободным, без привязки к жестким стойкам и без требований срочно вернуть стопу в исходное положение. Мае-гери должен быть сквозным или пробивным. Он может быть и реверсным, но тогда очень быстро и резко возвращаться назад, также, как и в каратэ, вот только без жёсткой регламентированной стойки. И с возможностью повторения.

Дальше мае-гери переходит в серповидный Маваши. Далее серповидный Маваши переходит в стандартный, горизонтальный Маваши. В некоторых случаях Мае сразу переходит в горизонтальный Маваши. Вот эти три удара и образуют первый конгломерат. Триумвират, я бы сказал. Они работают в связке, как одно целое. Никогда непонятно, какой удар прилетит. И эти три удара можно наносить любой серией.

Второй триумвират, вторая связка – это мае плюс боковой удар пяткой-стопой. Ну и третий удар к ним, это тоже типа боковой удар пяткой, но при этом к противнику надо повернуться спиной-полубоком. Тут тоже связка проста. Мае, сразу поворачиваем тело вбок и бьем боковой, дальше продолжаем поворачивать тело до состояния «полуспина» и наносим еще удар, можно даже с подскоком.

И вот есть еще Маваши, который наносится из положения "полуспина". Это шестой удар. Он работает в обоих связках.

8) Новое каратэ

Брюс Ли стал основателем нового каратэ. Ему удалось создать простую технику, в которой самым главным стало – качество действий. Концентрация, резкость, вложение всех сил, полная самоотдача и самоотверженность. Абсолютное Кимэ. То, к чему в каратэ еще только стремятся, Брюс Ли выполнил и показал еще в прошлом веке. Его техника является идеалом для всех, кто хочет постичь истинное каратэ, а не сурогат кикбоксинга и каких-то японо-окинавских техник.

9) Второй стиль

Все знают, что стиль Брюса Ли – это стиль опережающего кулака. Брюс Ли вложил в него высшие идеи каратэ. Именно каратэ, а не у-шу. Но кто знает, а какой еще стиль практиковал и демонстрировал Брюс Ли.

Вот в данном случае я в силу своей вредности, не буду о нем говорить. Это задача читателей – решить эту загадку. Хотя ответ на поверхности.

Честно говоря, я не хочу и не могу говорить об этом стиле ввиду его особых свойств. Но это уже совсем другая история.

В целом перечисленные пункты не раскрывают всего таланта Брюса Ли. Но я думаю, что для начала хватит.