Александр Македонский забрал с собой на Восток цвет македонской молодежи. Тысячи крепких деревенских жителей отправились со своим правителем в глубь Азии, где их ждали фантастические богатства и блестящие карьеры.
Сын Филиппа II завоевал для македонцев и греков бескрайние земли - Египет, Сирию, Персиду, Гедросию, Согдиану, Бактрию, до границ Индии (нынешний Пакистан). Однако это означало значительное ослабление его родного государства. Большинство мужчин призывного возраста покинули Македонию.
Покинутое королевство
У Антипатра, правителя Александра в королевстве, было все больше и больше проблем с отправкой подкрепления своему правителю.
После смерти Александра в 323г. до н.э. Антипатр оказался в беде, потому что ему «не хватало гражданских войск из-за большого числа тех, кто уже был отправлен в Азию для поддержки тамошней армии» (Диод. XVIII 12:2), а греки только что начали восстание, чтобы сбросить македонское иго.
Из тех воинов, которые двинулись на восток, мало кто снова увидел свою родину. Некоторые пали в битвах, большинство предпочло остаться в богатой золотом «земле, завоеванной копьем». Македонское королевство потеряло по меньшей мере десятки тысяч юных воинов, которые не успели создать семью на своей родине. Последствия для населения страны были катастрофическими и долговременными.
Плохие ресурсы и проблемное наследие
Однако вернувшиеся воины принесли с собой огромные богатства из сокровищницы персидского царя. На золото, добытое в Азии, они, должно быть, купили землю. Столь обширные имения строились за счет мелкой крестьянской собственности. А свободные крестьяне составляли костяк армии Филиппа II и Александра.
Возможности мобилизации королевства Македонии были сильно ограничены. Что еще хуже, страна переживала неспокойный период.
Наследников Александра мало заботила консолидация ослабленного королевства. Воспользовавшись скудными македонскими ресурсами, они участвовали в войнах диадохов.
Сын Антипатра, Кассандр, в хаосе военных маршей нашел время, чтобы основать два города с блестящим будущим - Кассандрей на одном из трех пальцев полуострова Халкидики и Салоники в глубине залива Термаджан.
Он приказал тайно убить законного монарха, 13-летнего Александра, сына Александра, последнего из династии Аргеадов.
В 305 году он принял титул короля, но не основал династию. После смерти Кассандра в 297 году вождь Деметриоса Полиоркетеса упорно боролся за трон Македонии, а затем его сын Антигон Гонатас, Лисимах, монарх Фракии и обширных территорий в Малой Азии, Пирр, правитель Эпира, несравненный в битвах, и Птолемаус Кераун, но честолюбивый, позорный и жестокий сын Птолемея I, македонского монарха Египта.
Пирру удалось оторвать две земли - Верхнюю Македонию, Тимфаджу и Парауайю, а также Амбрацию, Амфилохию и Акарнанию. Эти битвы за корону означали дальнейшее кровопролитие для королевства. Однако настоящая катастрофа произошла в 279 году.
Кельтское вторжение в Македонию
С севера на Македонию обрушились орды кельтов, светловолосых великанов, жадных до золота и скота. Путь их разрушительных шествий был отмечен пожарами и разорением. Кельты атаковали ряды своих врагов с презрением к смерти и с необычной яростью, неизвестной эллинам и македонцам, привыкшим к дисциплинированным боям в тесном строю.
Захватчики разгромили армию царя Птолемея Керауна, который выступил в поле со слишком малочисленными войсками и безрассудно отказался от помощи царя Дардана. Ранее в обмен на мир он отдал часть своей армии Пирру, который пошел в Италию против римлян. Кераун был схвачен и казнен. Дикие варвары «вырубили все македонское войско» (Диод XII 3:2).
Ужасные последствия вторжения
Предположительно половина армии королевства перестала существовать. Кельты рассыпались по стране, они грабили и убивали людей. В королевстве царил хаос. Македонский полководец Сосфен, отказавшийся принять корону монарха, защищал плодородные равнины Нижней Македонии от варваров.
Но в том же году кельты во главе с Бренносом вернулись, разбили армию Сосфена и безжалостно разграбили все владения королевства.
Жители искали убежище в стенах укрепленных городов, беспомощно глядя на свои горящие деревни. Захватчики вторглись в Грецию, но потерпели поражение от Беотов. Фокейцы, и особенно этолы, превосходно вели партизанскую войну. В конце концов кельты покинули Македонию и Элладу, но последствия их вторжений были ужасными.
Варвары сокрушили все Балканы от Дуная до Фокиды. Македонское государство было полностью разорено. Экономическая реконструкция должна была занять несколько поколений, но человеческие потери были невосполнимы. Фракия, навсегда освобожденная от власти македонских царей, с таким трудом покорена Филиппом и Александром.
Эллинизация воинствующих фракийцев была практически приостановлена до римских времен. Различные монархи эллинистической эпохи - Антигониды, Селевкиды, Атталидзи Пергамские позже пытались подчинить фракийские племена, но не справились.
Что еще хуже, существующая система «варварских» пограничных государств фракийцев, дарданов была разрушена. Их лидеры стали более агрессивными и рвались вторгнуться на территорию своего южного соседа.
Тень былой мощи
После кельтского нашествия Македонское царство было лишь тенью власти Филиппа II и Александра. Его сила не могла сравниться с ресурсами других эллинистических держав, таких как Лагидский Египет, захвативший множество стран в Эгейском бассейне, или государство Селевкидов, которое включало Сирию и многие азиатские сатрапии, иногда доходившие до Пенджаба.
После вторжения кельтов корону надел в 278 году Антигон Гонатас, которому удалось победить кельтов, мародерствующих во Фракии. Пирр, который вернулся из Италии в 275 году, гнался за ним из Македонии. Однако три года спустя Пирр погиб во время битв за Аргос, и Антигон вернул себе трон.
Он правил очень долго - до рубежа 240 и 239 годов и умер в возрасте восьмидесяти лет и стал фактическим основателем династии Антигонидов. Друзья, будет интересно узнать ваше мнение. Пишите в комментариях. От вас подписка, репост и лайк!