Этот невероятно талантливый художник и скульптор Деметр Чипарус родился в Румынии в 1886 году. Он с детства проявил тягу к рисованию. Он учился мастерству в Италии. Здесь он поступил в школу скульптора Романетти. Он блестяще освоил технику бронзового литья. Но Италия того времени - оплот классического искусства. И молодой скульптор выбрал Париж, который был охвачен блеском нового стиля. Попав сюда в 1912 году он поступил в Парижскую Академию Изящных Искусств. С этого времени его стиль — роскошная, элегантная декоративность и легкость. Посмотрите:
Его маленькие шедевры просто поражают. Даже издалека они кажутся живыми, просто застывшими в своем движении. Но если начать их рассматривать ближе, поражает реалистичность лиц, рук, деталей красивейших нарядов. лица кажутся настоящми, кожа - как будто полупрозрачная, улыбка - загадочная, мимолетная, взгляд - с едва уловимой печалью. Ни капли пошлости. Только предчувствие любви и сладостное наслаждение мигом счастья, вдохновения и полётом фантазии.
Эти лица - как будто из другого, параллельного мира. Из мира покоя, наслаждений, любви, танца, искренности, детского смеха.
В этих скульптурах детей видна рука самобытного, зрелого мастера, со своим стилем. Это сочетание бронзы и слоновой кости давало потрясающий эффект, они поражают своими эмоциями и артистичностью. Глядя на этих маленьких леди, одетых по последнему слову моды тех времен, на играющих деток, прячущихся под зонтом фигурок и задиристых мальчишек трудно не улыбнуться.
В этих скульптурах застыла потрясающая природная пластичность человеческих фигур, подмеченная автором, дополненная орнаментальностью, элементами ар-деко, красивыми фактурами.
В 1922 году, когда была открыта гробница Тутанхамона, вся Европа буквально "заболела" Египтом. Эти образы и символы египетских фараонов, кошачьи лица египетских красавиц, египетские орнаменты стали все чаще появляться на тканях, витражах, в ювелирных изделиях, скульптурах, предметах декоративно-прикладного искусства. в архитектуре, и, конечно, в работах Деметра Чипаруса. Посмотрите:
Так появилась потрясающая серия танцовщиц в египетских костюмах . Эти работы, которые и сегодня поражают своим исполнением, эмоциями, движением, прославили Деметра Чипаруса.
Это было время ар деко. Сверкающие и переливающиеся украшения, зеркала и невероятная архитектура, первые, умопомрачительно дорогие, красивые, яркие, блесящие автомобили... Эти фигурки - как отражение той эпохи, настроений того времени. Вся душа ар деко, застывшая в этих шедеврах, искусстве, в моде, музыке, танцах. В этих скульптурах это все есть...
Увидев «Русские сезоны» Дягилева, Чипарус был поражён ярким, ослепительным, живым, авангардным, с потрясающим светом и хореографией зрелищем великолепных танцев... Так родилась новая серия скульптур. Чипарус начал использовать полупрозрачные лаки и цвет по серебряному и золотому фону со слоновой костью. В этих маленьких шедеврах заключена душа мастера....
В них нет нарочитой гламурности, пошлости. Эти героини очень целомудрены, нежны, уязвимы, трепетны. Скульптор открыл самую великую женскую тайну: сила женщины - в её слабости...
Но времена изменились, мир стоял на пороге разрушительных событий, стиль ар деко потерял актуальность.... С 1940 года Чипарус не смог продать ни одной скульптуры, но продолжал работать до шестидесяти лет. Его не стало в 1947 году.
Он оставил нам очень много своих великолепных работ. Хочется бесконечно любоваться этой потрясающей красотой, открывать для себя новые детали и наслаждаться пластикой этих удивительных скульптур...